Архив журнала
СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ В ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКЕ: ПРОБЛЕМЫ И РЕСУРСЫ
- 382
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье раскрываются
теоретические основы исследований
дошкольного воспитания детей с интеллектуальными нарушениями. Обращается внимание на современные проблемы в образовании детей изучаемой
нозологической группы. Выделена одна
из этих проблем — значительный количественный разрыв между дошкольными и школьными образовательными
организациями для детей с интеллектуальными нарушениями. Представлен
научно обоснованный подход к определению содержания обучения и воспитания дошкольников с умственной отсталостью. Подчеркивается значимость
реализации психолого-педагогического
подхода для обеспечения широкого развивающего эффекта в коррекции и компенсации вторичных отклонений развития у детей с умственной отсталостью.
Анализируется методическое сопровождение коррекционно-воспитательного процесса с детьми изучаемой категории в дошкольных образовательных
организациях: дидактические системы
по формированию возрастных психологических новообразований (развитие восприятия, формирование мышления);
методики по социальному развитию,
формированию начальных математических представлений. Определяются
педагогические условия, содержание,
методы и приемы, направленные на
поэтапное становление основных видов
детской деятельности (предметной,
игровой, изобразительной). Подчеркивается возможность использования
научно обоснованного методического
материала как ресурса в коррекционном
обучении школьников с умственной
отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в общеобразовательных
организациях
Ключевые слова: дошкольная олигофренопедагогика, нарушения интеллекта, дети с нарушениями интеллекта, интеллектуальные нарушения, умственная отсталость, умственно отсталые дети, дошкольники, учебновоспитательный процесс, достижения
науки, дошкольные образовательные
организации, методическое сопровождение, дидактические системы
Abstract: The article reveals the theoretical foundations of research on preschool education of children with intellectual disabilities. Attention is drawn to
modern problems in the education of
children of the nosological group under
consideration. One of these problems is
highlighted — a significant quantitative
gap between preschool and school education institutions for children with intellectual disabilities. The author presents a scientifically grounded approach
to determining the content of education
and upbringing of preschoolers with
intellectual disability. The study emphasizes the importance of implementing a
psycho-pedagogical approach to ensure
a broad developmental effect in correction and rehabilitation of secondary
developmental disorders in children with
intellectual disability.
The article analyzes the methodological support for the rehabilitation and
educational process involving children
of this category in preschool education
institutions: didactic systems enhancing
the formation of age-related psychological developments (development of perception, formation of thinking); methods
of social development and formation of
initial mathematical notions; pedagogical conditions, content, methods and
techniques aimed at the gradual formation of the main types of children's
activity (object-oriented, game-based,
and figurative). It is stressed that there is
opportunity to use scientifically grounded methods support material as a resource in special education of schoolchildren with intellectual disability in
general education institutions
Key words: preschool olygophrenopedagogy, intellectual disabilities, children with intellectual disabilities, intellectual impairment, preschoolers, education process, achievements of science,
preschool education institutions, methodological support, didactic systems
Для цитирования:
Стребелева, Е. А.
Современные научные достижения в олигофренопедагогике: проблемы и ресурсы /
Е. А. Стребелева. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2024. – №2. – С. 20-35.
For citation
Strebeleva, E. A. (2024). Modern Scientific Achievements in Oligophrenopedagogy: Problems and Resources // Special Education. – 2024. – №2. – P. 20-35.