Рубрика: КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье приводится анализ результатов изучения процессов межличностных отношений дошкольников с нормальным речевым развитием и с тяжелыми нарушениями речи, посещающих группы комбинированной направленности, находящихся в условиях инклюзивной образовательной среды. Характеризуется стратегия организации образовательной деятельности с детьми в процессе создания и стимуляции значимых для их межличностного взаимодействия ситуаций на примере совместной предметно-практической деятельности детей, реализуемой в ходе занятий ручным трудом с использованием заданий из игрового материала, предложенного в педагогической системе Фридриха Фрёбеля. Представлены выводы об особенностях межличностного взаимодействия детей на основе рисуночного теста «Два дома» (автор — Т. Д. Марциновская), значимого для изучения особенностей общения детей с нормативным развитием и тяжелым нарушением речи в группах комбинированной направленности, комфортного взаимодействия детей с нарушением речи в среде сверстников. На основе полученных данных рассматриваются возможные перспективы взаимодействия детей с нормальным и нарушенным речевым развитием в группах комбинированной направленности. Характеризуется взаимодействие детей в условиях предметно-практической деятельности с использованием практических, наглядных и словесных методов. Предлагаются основные направления и пути педагогического воздействия по развитию и совершенствованию межличностного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в условиях специально сконструированных ситуаций, где в комплексе осуществляется игровая и трудовая деятельность и развивается общение по содержанию детской деятельности. Обосновывается успешность межличностного взаимодействия дошкольников с нарушенным и нормальным речевым развитием, достигаемая совместной предметно-практической деятельностью, реализуемой в процессе взаимного общения на эмоциональной основе. В статье подчеркивается, что при организации и стимуляции процесса межличностного взаимодействия детей с тяжелыми нарушениями речи необходимо учитывать их первичную языковую недостаточность. Содержание взаимодействия детей этой категории со сверстниками необходимо строить, формируя у них регуляторнопланирующую функцию речи, а также познавательные функции. Предложенные направления формирования межличностных отношений старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи со сверстниками в совместных занятиях ручным трудом обеспечивают интегративный характер развития речевой деятельности на основе предметнопрактического взаимодействия
Ключевые слова: дошкольная логопедия, дети с нарушениями речи, тяжелые нарушения речи, ТНР, детская речь, дошкольники, межличностные отношения, межличностное взаимодействие, нормативно развивающиеся дети, учебные группы комбинированной направленности, социометрическая методика, предметно-практическая деятельность, игровые задания, игровые занятия, ручной труд, система Ф. Фрёбеля, общение детей
Abstract: The article presents an analysis of the results of studying the processes of interpersonal relations between preschoolers with typical speech development and those with severe speech disorders attending combined groups in an inclusive educational environment. The study characterizes the strategy of organization of educational activity with children in the process of creating and stimulating situations significant for their interpersonal interaction by the example of joint objectoriented practical activity of children in the course of an arts and crafts lesson using tasks from the game-based material proposed in the pedagogical system of Friedrich Froebel. The article presents the conclusions about the specific features of interpersonal interaction of children based on the drawing test “Two Houses” (the author is T. D. Martsinovskaya), which is significant for studying the specificity of communication between typical children and those with severe speech impairment in combined groups and comfortable interaction of children with speech impairment with their peers. Based on the data obtained, the authors consider possible prospects of interaction between children with typical development and those with speech disorders in combined inclusive groups. The study characterizes interaction between children in the context of object-oriented practical activities using practical, visual and verbal methods. It also outlines the main directions and ways of pedagogical intervention for the development and improvement of interpersonal interaction of senior preschool children in specially designed situations where playing and handicraft activities are carried out in a complex, and communication on the content of children's activity is enhanced. The article substantiates the success of interpersonal interaction between typical preschoolers and those with speech development disorders, achieved by joint object-oriented practical activity realized in the process of mutual communication on an emotional basis. The article emphasizes that while organizing and stimulating the process of interpersonal interaction of children with severe speech disorders, it is necessary to take into account their primary language disability. The content of interaction of children of this category with their peers must be built by forming their regulatory-planning and cognitive functions of speech. The suggested directions of formation of interpersonal relations between senior preschoolers with severe speech disorders and their peers at inclusive arts and crafts lessons ensure the integrative nature of the development of speech activity based on object-oriented practical interaction
Key words: preschool logopedics, children with speech disorders, severe speech disorders, children’s speech, preschoolers, interpersonal relations, interpersonal interaction, typically developing children, combined learning groups, sociometric method, objectoriented practical activity , game-based tasks, game-based classes, arts and crafts, system of F. Froebel, children’s communication

Для цитирования:

Баряева, Л. Б. Формирование межличностных отношений детей с тяжелыми нарушениями речи со сверстниками в совместных занятиях ручным трудом / Л. Б. Баряева, Л. В. Лопатина, Е. Б. Марущак. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2024. – №2. – С. 5-19.

For citation

Baryaeva, L. B., Lopatina, L. V., Marushchak, E. B. (2024). Formation of Interpersonal Relations Between Children with Severe Speech Disorders and Their Peers at Inclusive Arts and Crafts Lessons // Special Education. – 2024. – №2. – P. 5-19.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.