Файл статьи: PDF
Аннотация: В данной статье раскрывается связь между особенностями развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями и их особыми образовательными потребностями в рамках овладения учебными действиями — чтением и письмом на начальном этапе школьного обучения. Статья имеет методическую направленность и представлена в продолжение исследований по изучению образовательных достижений обучающихся с интеллектуальными нарушениями по предметной области «Язык и речевая практика». Представлены теоретические основы в области коррекционной педагогики и специальной психологии, методы исследования. Показаны трудности, которые испытывают первоклассники с интеллектуальными нарушениями на начальном этапе обучения элементарной грамоте. Отмечается, что психофизические нарушения проявляются у детей с умственной отсталостью в разной степени выраженности интеллектуального нарушения, что требует от учителя-дефектолога применения дифференцированного и индивидуального подходов в процессе обучения первичным навыкам чтения и письма. В материалах статьи выделены особые образовательные потребности школьников с умственной отсталостью и рассмотрен их функционал в процессе обучения грамоте: дифференцированное восприятие звуков, развитие устной речи и коррекция нарушений звуковой стороны речи, развитие слухоречевой и зрительной памяти, совершенствование зрительной ориентации и ориентировки в пространстве, коррекция недостатков мелкой и ручной моторики и совершенствование графомоторных умений, начальных навыков чтения и письма. Раскрыты направления коррекционной работы, использование особых методов и специальных приемов на уроках по обучению школьников изучаемой категории элементарной грамоте
Ключевые слова: олигофренопедагогика, нарушения интеллекта, дети с нарушениями интеллекта, интеллектуальные нарушения, умственная отсталость, умственно отсталые дети, особые образовательные потребности, начальная школа, младшие школьники, образовательный процесс, методы обучения, игровые приемы, обучение чтению, обучение письму, навыки чтения, навыки письма
Abstract: This article reveals the connection between the developmental peculiarities of students with intellectual disabilities and their special educational needs in the framework of acquisition of learning actions — reading and writing at the initial stage of schooling. The article has a focus on teaching methods and continues a series of research exploring the learning achievements of students with intellectual disabilities in the subject area “Language and Speech Practice”. The authors present theoretical foundations and research methods in the field of special pedagogy and special psychology. They highlight the difficulties experienced by first-graders with intellectual disabilities at the initial stage of learning basic literacy. It is noted that psychophysical disorders manifest themselves in children with intellectual disability in varying degrees of severity of intellectual impairment, which requires the teacher-defectologist to use differentiated and individual approaches in the process of teaching primary reading and writing skills. The article singles out special educational needs of schoolchildren with intellectual disabilities and examines their functionality in the process of learning to read and write: differentiated perception of sounds, development of oral speech and correction of disorders of the acoustic side of speech, development of auditory-verbal and visual memory, improvement of visual orientation and orientation in space, correction of deficiencies of fine and gross motor skills, and improvement of grapho-motor skills and basic reading and writing skills. The article reveals the areas of rehabilitation work and the use of special methods and techniques at lessons teaching elementary literacy to schoolchildren of the category under study
Key words: olygophrenopedagogy, intellectual disabilities, children with intellectual disabilities, intellectual impairments, intellectual disability, children with intellectual disability, special educational needs, primary school, junior schoolchildren, education process, teaching methods, game-based techniques, teaching reading, teaching writing, reading skills, writing skills

Для цитирования:

требелева, Е. А. Особые образовательные потребности обучающихся с интеллектуальными нарушениями при овладении навыками чтения и письма / Е. А. Стребелева, Е. А. Кинаш. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2024. – №2. – С. 36-51.

For citation

Strebeleva, E. A., Kinash, E. A. (2024). Special Educational Needs of Students with Intellectual Disabilities in Their Acquisition of Reading and Writing Skills // Special Education. – 2024. – №2. – P. 36-51.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.