Архив журнала
ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПРИ ОВЛАДЕНИИ НАВЫКАМИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА
- 466
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В данной статье раскрывается связь между особенностями развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями и их
особыми образовательными потребностями в рамках овладения учебными действиями — чтением и письмом
на начальном этапе школьного обучения. Статья имеет методическую
направленность и представлена в
продолжение исследований по изучению образовательных достижений
обучающихся с интеллектуальными
нарушениями по предметной области
«Язык и речевая практика». Представлены теоретические основы в
области коррекционной педагогики и
специальной психологии, методы
исследования. Показаны трудности,
которые испытывают первоклассники
с интеллектуальными нарушениями
на начальном этапе обучения элементарной грамоте. Отмечается, что психофизические нарушения проявляются у детей с умственной отсталостью
в разной степени выраженности интеллектуального нарушения, что требует от учителя-дефектолога применения дифференцированного и индивидуального подходов в процессе
обучения первичным навыкам чтения
и письма. В материалах статьи выделены особые образовательные потребности школьников с умственной
отсталостью и рассмотрен их функционал в процессе обучения грамоте:
дифференцированное восприятие звуков, развитие устной речи и коррекция нарушений звуковой стороны
речи, развитие слухоречевой и зрительной памяти, совершенствование
зрительной ориентации и ориентировки в пространстве, коррекция недостатков мелкой и ручной моторики
и совершенствование графомоторных
умений, начальных навыков чтения и
письма. Раскрыты направления коррекционной работы, использование
особых методов и специальных приемов на уроках по обучению школьников изучаемой категории элементарной грамоте
Ключевые слова: олигофренопедагогика, нарушения интеллекта, дети
с нарушениями интеллекта, интеллектуальные нарушения, умственная отсталость, умственно отсталые дети,
особые образовательные потребности,
начальная школа, младшие школьники, образовательный процесс, методы
обучения, игровые приемы, обучение
чтению, обучение письму, навыки
чтения, навыки письма
Abstract: This article reveals the
connection between the developmental
peculiarities of students with intellectual
disabilities and their special educational
needs in the framework of acquisition of
learning actions — reading and writing
at the initial stage of schooling. The
article has a focus on teaching methods
and continues a series of research exploring the learning achievements of
students with intellectual disabilities in
the subject area “Language and Speech
Practice”. The authors present theoretical foundations and research methods in
the field of special pedagogy and special
psychology. They highlight the difficulties experienced by first-graders with
intellectual disabilities at the initial stage
of learning basic literacy. It is noted that
psychophysical disorders manifest
themselves in children with intellectual
disability in varying degrees of severity of intellectual impairment, which requires the teacher-defectologist to use
differentiated and individual approaches
in the process of teaching primary reading and writing skills. The article singles
out special educational needs of schoolchildren with intellectual disabilities and
examines their functionality in the process of learning to read and write: differentiated perception of sounds, development of oral speech and correction of
disorders of the acoustic side of speech,
development of auditory-verbal and
visual memory, improvement of visual
orientation and orientation in space,
correction of deficiencies of fine and
gross motor skills, and improvement of
grapho-motor skills and basic reading
and writing skills. The article reveals the
areas of rehabilitation work and the use
of special methods and techniques at
lessons teaching elementary literacy to
schoolchildren of the category under
study
Key words: olygophrenopedagogy,
intellectual disabilities, children with
intellectual disabilities, intellectual impairments, intellectual disability, children with intellectual disability, special
educational needs, primary school, junior schoolchildren, education process,
teaching methods, game-based techniques, teaching reading, teaching writing, reading skills, writing skills
Для цитирования:
требелева, Е. А.
Особые образовательные потребности
обучающихся с интеллектуальными нарушениями при овладении навыками чтения и
письма / Е. А. Стребелева, Е. А. Кинаш. —
Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2024. – №2. – С. 36-51.
For citation
Strebeleva, E. A., Kinash, E. A.
(2024). Special Educational Needs of Students with Intellectual Disabilities in Their
Acquisition of Reading and Writing Skills // Special Education. – 2024. – №2. – P. 36-51.