Рубрика: ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Нарушение речевого развития при расстройствах аутистического спектра (РАС) является частым сопутствующим проявлением. Понимание речи ребенком с РАС является самым труднодиагностируемым навыком. Адекватное функционирование речевой системы ребенка с РАС базируется на понимании слышимой информации во взаимосвязи с анализом контекста общения, а также функциональным использованием речи в социальной среде. Констатируются особенности сенсорного восприятия детей с аутизмом, трудности обработки вербальной продукции. Рассматриваются необходимые условия для формирования навыка понимания речи на фонетическом, фонологическом, морфологическом, синтаксическом, семантическом и прагматическом уровнях организации речи. Анализируются причины возникновения речевых трудностей, влияющих на нормативное, социально приемлемое применение речи для коммуникативных, образовательных целей ребенком с РАС в процессе социального взаимодействия. Представлены теоретические данные о нормативном становлении речевой системы, соотнесенные с искаженным вариантом ее развития при расстройствах аутистического спектра. Приводятся образцы речи, ответы на вопросы детей с РАС с анализом и авторской интерпретацией данных. Представлены данные о формировании морфосинтаксических компетенций у детей с РАС в процессе коррекционного обучения. Акцентируется внимание на трудностях функционирования на прагматическом уровне организации речи, связанных с установлением корреляционных, рандомных ситуационных связей, иерархических взаимоотношений, влияющих на понимание социального контекста общения ребенком с РАС. Характеризуется структура социальной лексики — слова, понятия, термины, связанные с жизнью людей в обществе, их отношениями в обществе или к обществу, — отражающей специфику вербально-коммуникативного поведения детей с РАС. Рассматриваются дефициты понимания разговорной речи, включающей просторечные, жаргонные слова, сленг. Делаются выводы о главенствующей роли социального и эмоционального интеллекта для понимания социальной речи по сравнению с общими когнитивными способностями. Фактологическая база изложенного материала основана на многолетнем практическом логопедическом опыте автора, полученным в Федеральном ресурсном центре по организации комплексного сопровождения детей с РАС (ФРЦ МГППУ)
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, РАС, детский аутизм, дети-аутисты, логопедия, нарушения речи, детская речь, развитие речи, понимание речи, социальный интеллект, социальный контекст, социальная лексика, прагматика, сенсорное восприятие
Abstract: Developmental speech impairment in children with autism spectrum disorder (ASD) is often a concomitant manifestation. Speech comprehension by a child with ASD is the most difficult skill to diagnose. Adequate functioning of the speech system of a child with ASD is based on the comprehension of audible information in conjunction with the analysis of the context of communication, as well as the functional use of speech in a social environment. The study reports peculiarities of sensory perception of children with ASD and difficulties in processing verbal units. The article considers the necessary conditions for developing the skill of speech comprehension at the phonetic, phonological, morphological, syntactic, semantic and pragmatic levels of speech organization. The causes of speech difficulties affecting the normative, socially acceptable use of speech for communicative and educational purposes by a child with ASD in the process of social interaction are analyzed. The author presents the theoretical data on the normative development of the speech system, correlated with a distorted version of its development in cases of autism spectrum disorder. The study provides speech samples and answers to questions by children with ASD combined with analysis and authorial interpretation of the data. New data are presented on the formation of morphosyntactic competences in children with ASD in the process of rehabilitative education. Attention is focused on the difficulties of functioning on the pragmatic level of speech organization associated with the establishment of correlational random situational connections and hierarchical relationships that influence the understanding of the social context of communication by a child with ASD. The article characterizes the structure of social vocabulary – words, concepts, and terms related to the life of people in society, their relations in society or to it – reflecting the specificity of the verbal-communicative behavior of children with ASD. It also considers the lack of understanding of spoken language, including colloquial, jargon words and slang. The study makes conclusions about the dominant role of social and emotional intelligence for comprehension of social speech in comparison to general cognitive abilities. The factual material of the study is based on the author’s many years of practical logopedic experience at the Federal Resource Center for the Organization of Comprehensive Support for Children with ASD (FRC MGPPU)
Key words: autism spectrum disorder, ASD, children’s autism, autistic children, logopedics, speech disorders, children’s speech, speech development, speech comprehension, social intelligence, social context, social vocabulary, pragmatics, sensory perception

Для цитирования:

Андреева, С. В. Понимание речи детьми с расстройствами аутистического спектра / С. В. Андреева. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2024. – №2. – С. 63-89.

For citation

Andreeva, S. V. (2024). Oral Speech Comprehension of Children with Autism Spectrum Disorder // Special Education. – 2024. – №2. – P. 63-89.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.