Рубрика: СИСТЕМА РАННЕЙ ПОМОЩИ И ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Возрастающая инвалидизация населения становится актуальной проблемой не только в России, но и в мире. Увеличение обращений в службы ранней помощи семей и детей категории «ребенок-инвалид» определяет необходимость оказания услуг раннего вмешательства для данной категории детей. До настоящего времени не разработана поэтапная система работы по развитию двигательных, психических и речевых функций, а также коррекции их нарушений у детей раннего возраста. В методической и практической деятельности специалисты опираются на данные общей и специальной педагогики, а также рекомендации врачей и психологов. В статье приведены процедура и результаты исследования мобильности у детей раннего возраста с двигательными нарушениями, проведенного с сентября 2021 г. по март 2022 г. на базе ГБУ СО «Центр психологопедагогической, медицинской и социальной помощи „Ресурс“» г. Екатеринбурга. Цель исследования — определение нуждаемости данной категории детей в программе ранней помощи, а также проведение углубленной оценки в области «Содействие развитию мобильности». В ходе исследования применялись следующие методы: метод включенного наблюдения и беседы в процессе проведения первичного приема; адаптированная методика нервно-психического развития детей раннего возраста под редакцией Г. В. Пантюхиной, К. Л. Печоры, Э. Л. Фрухт; практический материал для проведения психолого-педагогического обследования С. Д. Забрамной, О. В. Боровика. В ходе сравнительного анализа оценок мобильности по результатам проведенной программы ранней помощи в области «Содействие развитию мобильности» была выявлена положительная динамика в освоении двигательных навыков, таких как тонкие движения руки и действия с предметами, ползание, ходьба, что доказывает эффективность составленной программы
Ключевые слова: ранняя помощь, службы ранней помощи, перинатальное поражение, ранний возраст, дети раннего возраста, двигательные нарушения, дети с двигательными нарушениями, работа с детьми, двигательные навыки, мобильность
Abstract: The increasing disability of the population is becoming an urgent problem not only in Russia, but also in the world. An increase in calls to early intervention services for families and children in the “disabled child” category determines the need to provide early intervention services for this category of children. To date, a stepby-step system of work on the development of motor, mental and speech functions, as well as rehabilitation of their disorders at an early age, has not been developed. In their methodological and practical activities, specialists rely on data from general and special pedagogy, as well as recommendations from doctors and psychologists. The article presents a procedure and results of studying mobility in children at an early age with motor impairments, conducted from September 2021 to March 2022 on the base of the State Budgetary Institution “Center for Psychological, Pedagogical, Medical and Social Assistance Resource” in Ekaterinburg. The aim of this research is to determine the need of this category of children in an early intervention program, as well as to conduct an in-depth assessment in the area of “Promoting the development of mobility.” In the course of the study, the following methods were used: the method of participant observation and interview during the first consultation; the adapted methods of neuropsychic development of young children, edited by G. V. Pantyukhina, K. L. Pechora, and E. L. Frucht; the practical materials for conducting psychological and pedagogical examination worked out by S. D. Zabramnaya and O. V. Borovik. In the course of the comparative analysis of mobility assessments based on the results of the early intervention program in the field of “Promotion of Mobility Development”, positive dynamics in the development of motor skills were identified, such as: fine hand movements and actions with objects, crawling and walking, which proves the effectiveness of the program presented in this study
Key words: early intervention, early intervention service, perinatal lesion, early age, children at an early age, motor disorders, children with motor disorders, work with children, motor skills, mobility

Для цитирования:

Брызгалова, С. О. Организация помощи семьям и детям с риском двигательных нарушений в условиях службы ранней помощи / С. О. Брызгалова, Ю. А. Гайнанова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2023. – №4. – С. 70-80.

For citation

Bryzgalova, S. O., Gaynanova, Yu. A. (2023). Organization of Assistance to Families and Children at Risk for Motor Disorders by Early Intervention Services // Special Education. – 2023. – №4. – P. 70-80.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.