Рубрика: КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Инновационные трансформации системы среднего профессионального и высшего образования актуализируют задачу повышения функциональной грамотности обучающихся. Овладение осмысленным чтением является базисом для совершенствования функциональной грамотности, обеспечивает успешность освоения универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающихся СПО (среднего профессионального образования) и вузов. Цель настоящего исследования состоит в определении валидности методики close-test для изучения осмысленного чтения у студентов со специфическими сложностями чтения и выявления трудностей при работе с данным диагностическим инструментарием. В статье представлены результаты исследования осмысленного чтения у 312 студентов Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета с помощью методики close-test-редактирования. Все респонденты были носителями русского языка с нормальным или скорректированным до нормального зрением и слухом. В работе показана методика исследования на обучающем и контрольном этапах и приведены тексты для диагностики. Результаты выполнения close-test подвергались количественно-качественному анализу. Выявлены и описаны характерные особенности работы с диагностическим инструментарием у трех групп респондентов: студенты с нормой чтения, с читательской неграмотностью, с дислексией. Проведенный статистический попарный анализ показал достоверные различия результатов выполнения close-test между группами респондентов (Р 0,001). Группа студентов с дислексией оказалась наименее успешной. Изучение осмысленного чтения у студентов со специфическими трудностями чтения позволяет пополнить информацию о профилях русскоязычных взрослых с дислексией. Обсуждение проблематики настоящего исследования в профессиональном сообществе указывает на перспективу внедрения полученных результатов в развитие работы по изучению и поддержке взрослых с читательской неграмотностью и/или дислексией. Материалы статьи будут полезны специалистам в области специальной педагогики и специальной психологии, преподавателям СПО и вузов
Ключевые слова: функциональная грамотность, студенты, читательская грамотность, осмысленное чтение, читательская деятельность, понимание прочитанного, логопедия, нарушения чтения, дислексия, диагностический инструментарий
Abstract: Innovative transformations of the system of secondary vocational education and higher education actualize the task of improving the functional literacy of students. Mastering reading comprehension is the basis for improving functional literacy and ensures successful acquisition of the universal, general professional and special professional competences of students of secondary vocational education institutions and universities. The aim of this study is to determine the validity of the close test method for studying reading comprehension of students with specific reading difficulties and identifying problems with the application of this diagnostic tool. The article presents the results of a survey of reading comprehension among 312 students of the Institute of Special Education and Psychology of Moscow City Pedagogical University using the close test editing technique. All respondents were native Russian speakers with typical or corrected to typical vision and hearing. The study describes the research methods used at the stages of training and control and provides diagnostic texts. The results of the close test were subjected to a quantitativequalitative analysis. The author has identified and described the characteristic features of work with diagnostic tools in three groups of respondents: students with typical reading comprehension, with reading illiteracy, and with dyslexia. The statistical pairwise analysis showed significant differences in the results of the close test between the groups of respondents (P0.001). The group of students with dyslexia was the least successful. The study of reading comprehension in students with specific reading difficulties allows supplementing information about the profiles of Russianspeaking adults with dyslexia. Discussion of the problems of this study in the professional community can indicate prospects for implementing the results obtained in the development of work on the study and support for adults with reading illiteracy and / or dyslexia. The materials of the article may be useful to specialists in the field of special pedagogy and special psychology, and teachers of secondary vocational education institutions and universities
Key words: functional literacy, students, reading comprehension, reading, text comprehension, logopedics, reading difficulties, dyslexia, diagnostic tool

Для цитирования:

Киселева, Н. Ю. Closetest как инструмент изучения осмысленного чтения у студентов / Н. Ю. Киселева. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2023. – №4. – С. 58-69.

For citation

Kiseleva, N. Yu. (2023). Close Test as a Tool for Studying Reading Comprehension of Students // Special Education. – 2023. – №4. – P. 58-69.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.