Вам может быть интересно:
Архив журнала
CLOSE-TEST КАК ИНСТРУМЕНТ ИЗУЧЕНИЯ ОСМЫСЛЕННОГО ЧТЕНИЯ У СТУДЕНТОВ
- 434
- Рубрика: КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Инновационные трансформации системы среднего профессионального и высшего образования
актуализируют задачу повышения
функциональной грамотности обучающихся. Овладение осмысленным
чтением является базисом для совершенствования функциональной грамотности, обеспечивает успешность
освоения универсальных, общепрофессиональных и профессиональных
компетенций обучающихся СПО
(среднего профессионального образования) и вузов. Цель настоящего исследования состоит в определении
валидности методики close-test для
изучения осмысленного чтения у студентов со специфическими сложностями чтения и выявления трудностей
при работе с данным диагностическим инструментарием.
В статье представлены результаты
исследования осмысленного чтения у
312 студентов Института специального образования и психологии Московского городского педагогического
университета с помощью методики
close-test-редактирования. Все респонденты были носителями русского
языка с нормальным или скорректированным до нормального зрением и
слухом. В работе показана методика
исследования на обучающем и контрольном этапах и приведены тексты
для диагностики. Результаты выполнения close-test подвергались количественно-качественному анализу. Выявлены и описаны характерные особенности работы с диагностическим
инструментарием у трех групп респондентов: студенты с нормой чтения, с читательской неграмотностью,
с дислексией. Проведенный статистический попарный анализ показал достоверные различия результатов выполнения close-test между группами
респондентов (Р 0,001). Группа
студентов с дислексией оказалась
наименее успешной.
Изучение осмысленного чтения у
студентов со специфическими трудностями чтения позволяет пополнить
информацию о профилях русскоязычных взрослых с дислексией. Обсуждение проблематики настоящего
исследования в профессиональном
сообществе указывает на перспективу
внедрения полученных результатов в
развитие работы по изучению и поддержке взрослых с читательской неграмотностью и/или дислексией. Материалы статьи будут полезны специалистам в области специальной
педагогики и специальной психологии, преподавателям СПО и вузов
Ключевые слова: функциональная
грамотность, студенты, читательская
грамотность, осмысленное чтение,
читательская деятельность, понимание прочитанного, логопедия, нарушения чтения, дислексия, диагностический инструментарий
Abstract: Innovative transformations
of the system of secondary vocational
education and higher education actualize
the task of improving the functional
literacy of students. Mastering reading
comprehension is the basis for improving functional literacy and ensures successful acquisition of the universal, general professional and special professional competences of students of secondary
vocational education institutions and
universities. The aim of this study is to
determine the validity of the close test
method for studying reading comprehension of students with specific reading
difficulties and identifying problems
with the application of this diagnostic
tool.
The article presents the results of a
survey of reading comprehension among
312 students of the Institute of Special
Education and Psychology of Moscow
City Pedagogical University using the
close test editing technique. All respondents were native Russian speakers
with typical or corrected to typical vision and hearing. The study describes
the research methods used at the stages
of training and control and provides
diagnostic texts. The results of the close
test were subjected to a quantitativequalitative analysis. The author has
identified and described the characteristic features of work with diagnostic tools
in three groups of respondents: students
with typical reading comprehension,
with reading illiteracy, and with dyslexia. The statistical pairwise analysis
showed significant differences in the
results of the close test between the
groups of respondents (P0.001). The
group of students with dyslexia was the
least successful.
The study of reading comprehension
in students with specific reading difficulties allows supplementing information about the profiles of Russianspeaking adults with dyslexia. Discussion of the problems of this study in the
professional community can indicate
prospects for implementing the results
obtained in the development of work on
the study and support for adults with
reading illiteracy and / or dyslexia. The
materials of the article may be useful to
specialists in the field of special pedagogy and special psychology, and teachers of secondary vocational education
institutions and universities
Key words: functional literacy, students, reading comprehension, reading,
text comprehension, logopedics, reading
difficulties, dyslexia, diagnostic tool
Для цитирования:
Киселева, Н. Ю. Closetest как инструмент изучения осмысленного чтения у студентов / Н. Ю. Киселева. —
Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2023. – №4. – С. 58-69.
For citation
Kiseleva, N. Yu. (2023). Close
Test as a Tool for Studying Reading Comprehension of Students // Special Education. – 2023. – №4. – P. 58-69.