Архив журнала
СОСТОЯНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ОВЛАДЕНИЮ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННЫМИ СТРАТЕГИЯМИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
- 277
- Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Приведены данные
отечественной и зарубежной философии, в контексте которых обозначено,
как развивались концепции персонализма с их внедрением в различные
сферы жизни человека: религию,
культуру, искусство, юриспруденцию, психологию, медицину, педагогику, в том числе коррекционную
педагогику (логопедию). Обозначены
вариации деривации и интерпретации таких единиц, как «персонализм, персоногенез, персонификация, персонализация». Показана их общность,
обусловленная происхождением от
одного корня, а также различие в трактовке разных научных школ. Определены дискуссионность и разновекторность научно-практических подходов к проблеме персонализации
в образовании. Реализованы направления диагностической программы,
нацеленной на определение готовности педагогов к персонализированному обучению детей с особыми образовательными потребностями. Обозначены тенденции и векторы развития персонализации в отечественной
дефектологии, и в частности в логопедии. Выявлены ответы и реакции
педагогов, свидетельствующие о профессиональных рисках, определены
потенциальные научно-методологические и практические дефициты
профессионального сообщества педагогов, осуществляющих образование
и воспитание детей с нарушениями
речи и детей, находящихся на длительном лечении. Установлены разные типы готовности педагогов к
реализации стратегий персонализированного образования детей с особыми
образовательными потребностями.
Выявлены педагоги с отсутствием
готовности к осуществлению персонализированного обучения и воспитания детей с ОВЗ / длительно болеющих; с интуитивно-ситуативной
готовностью; с начальной парадигматической готовностью; с осознанной
мотивационно-содержательной готовностью. Сформулированы важные заключения о стратегиях подготовки
педагогов
Ключевые слова: логопедия, дети
с нарушениями речи, нарушения речи, готовность педагогов, персонализм, персонализация обучения, педагоги, индивидуальный подход, дети
с особыми образовательными потребностями, госпитальная педагогика, диагностические программы
Abstract: The article presents the data
produced by international philosophy in
the context of which it is indicated how
the concepts of personalism developed
and were implemented in various
spheres of human life: religion, culture,
art, law, psychology, medicine, and
pedagogy, including special pedagogy
(logopedics). The study highlights variations of the derivation and interpretation
of such units as “personalism, personogenesis, personification, and personalization”. The authors show their closeness and interdependence based on their
origin from the same root, as well as the
difference in the interpretation by various scientific schools. The scientific and
practical approaches to the problems of
personalization in education are considered debatable and diverse. The article
realizes the directions of the diagnostic
program aimed at evaluation of the readiness of teachers for personalized education of children with special educational
needs. The authors outline the trends
and vectors of development of personalization in domestic defectology and, in
particular, in logopedics. They have
revealed and analyzed the answers and
reactions of teachers indicating professional risks and potential scientific,
methodological and practical deficiencies of the professional community of
teachers involved in the education and
upbringing of children with speech disorders and children undergoing longterm treatment. The article establishes
different types of teachers' readiness for
implementation of personalized education strategies for children with special
educational needs. The survey has revealed teachers with poor readiness for
implementation of personalized education and upbringing of children with
disabilities/long-term illnesses; with
intuitive and situational readiness; with
initial paradigmatic readiness; and with
conscious motivational and contentbased readiness. The authors have formulated important conclusions about the
strategies of training teachers to work
with children
Key words: logopedics, children with
speech disorders, speech disorders, pedagogues’ readiness, personalism, personalization of education, pedagogues,
personalized approach, children with
special educational needs, hospital pedagogy, diagnostic programs
Для цитирования:
Almazova, A. A., Tumanova, T. V.,
Filicheva, T. B., Vasil'eva, D. E., Tumanov, K. I.
(2023). Pedagogues’ Readiness for Implementation of Personalized Education Strategies in Teaching Children with Special Educational Needs // Специальное образование. – 2023. – №4. – С. 81-94.
For citation
Алмазова, А. А. Состояние готовности педагогов к овладению персонализированными стратегиями
обучения детей с особыми образовательными потребностями / А. А. Алмазова,
Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева, Д. Е. Васильева, К. И. Туманов. — Текст : непосредственный // Special Education. – 2023. – №4. – P. 81-94.