Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье раскрываются особенности подготовки студентов с нарушением слуха к профессиональной педагогической деятельности в условиях образовательной инклюзии. Наряду с необходимостью создания специального программно-методического обеспечения учебного процесса отмечена необходимость включения таких студентов в подлинно инклюзивные образовательные отношения с остальными студентами в рамках освоения дисциплин профильной подготовки. Представлены результаты опроса, касающегося выявления мнения студентов с нарушением слуха об их обучении в общем потоке и отношении к ним слышащих студентов. Показана мотивированность обеих групп студентов к взаимодействию как в условиях обучения, так и вне учебной деятельности. Доказывается возможность успешного обучения студентов с нарушением слуха как профессионально компетентных специалистов путем включения их в совместную практическую деятельность со слышащими студентами по разработке образовательного проекта в условиях создания доступной (безбарьерной) среды в практике инклюзивного обучения. Представлены итоги реализации проекта, позволяющего включать студентов с нарушением слуха в общую коллективную практическую работу, мотивировать их на самостоятельную активную деятельность на основе полученных теоретических знаний, создавать опыт успешного педагогического проектирования в команде, готовить к реальной педагогической работе. Материалы статьи могут быть использованы в организации инклюзивного высшего и среднего профессионального образования лиц с нарушением слуха
Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, сурдопедагогика, нарушения слуха, студенты с нарушениями слуха, инклюзивная образовательная среда, проектная деятельность, профессиональная подготовка, безбарьерная среда
Abstract: The article describes the specific features of training students with hearing impairments for professional teaching activity under the conditions of educational inclusion. Along with the need to create special software and methods support materials for the education process, the study notes the need to include such students in truly inclusive educational relationships with other students as part of the process of learning disciplines of specialized training. The authors present the results of a survey related to identify the opinions of students with hearing impairments about their learning in the general stream and the attitude of typically hearing students towards them. The study demonstrates the degree of motivation of students of both groups towards interaction both in the situation of learning and in the extracurricular activity. The authors argue for the possibility of successful training of students with hearing loss as professionally competent specialists by including them in joint practical activities with typically hearing students to develop educational projects under the conditions of creating an accessible (barrier-free) environment in the practice of inclusive education. The study presents the results of the project, which allows students with hearing impairments to be included in joint productive activities, to motivate them towards independent active work based on the basis of acquired theoretical knowledge, to create experience of successful pedagogical design in a team, and to prepare them for real future teaching. The materials of the article can be used while organizing inclusive higher and secondary vocational education for people with hearing impairments
Key words: inclusion, inclusive education, surdopedagogy, hearing impairment, students with hearing impairments, inclusive educational environment, project activity, professional training, barrier-free environment

Для цитирования:

Красильникова, О. А. Инклюзивная проектная деятельность как компонент профессиональной подготовки студентов с нарушением слуха в области сурдопедагогики / О. А. Красильникова, Г. Н. Пенин, А. С. Люкина. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2023. – №4. – С. 107-117.

For citation

Krasil'nikova, O. A., Penin, G. N., Lyukina, A. S. (2023). Inclusive Project Activity as a Component of Professional Training of Students with Hearing Impairment in the Area of Surdopedagogy // Special Education. – 2023. – №4. – P. 107-117.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.