Файл статьи: PDF
Аннотация: Цифровые технологии, которые для подрастающего поколения давно вышли за рамки значимого средства социализации, имеют особую важность для детей и подростков по сравнению с традиционным школьным образованием, поскольку становятся важнейшей частью современной культуры и городской инфраструктуры, а также экосистемы формирующейся личности. Актуальность статьи обусловлена значимостью на современном этапе развития общества для детей с ОВЗ овладения умениями и навыками использования цифровых инструментов. В концепции стандарта образования школьников с различными ограничениями здоровья, разработанной в 2008 г., по объективным причинам не предусмотрен отдельный раздел, отражающий умения школьников с ОВЗ, направленные на понимание непосредственного цифрового контекста своего социального окружения, практическое освоение необходимых цифровых средств в соответствии с полом и возрастом ребенка. На основе анализа проведенных ранее исследований мы определили необходимые детям умения применять цифровые инструменты: развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях; овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни; овладение навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации; осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей. Сделан вывод о необходимости специальных практикумов, моделирующих соответствующие жизненные ситуации, а также выделения умений пользоваться цифровыми устройствами в самостоятельный раздел «Практика жизни в цифровом социуме» с учетом возможности оперативного изменения формируемых у детей умений под влиянием развития и обновления цифровых устройств и способов их применения.
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, ОВЗ, дети с ограниченными возможностями здоровья, цифровая социализация, цифровые технологии, цифровые устройства, жизненные компетенции, компоненты жизненной компетенции
Abstract: Digital technologies, being not only a significant means of socialization for the growing generation, have gained certain significance for children and adolescents in comparison to school education, since they are becoming an essential part of modern culture and urban infrastructure, as well as the ecosystem of the developing personality. The relevance of the article is due to the importance of acquirering the skills and habits of using digital tools by children with disabiulities at the current stage of society development. For objective reasons, the concept of the standard of education for schoolchildren with various disabilities, developed in 2008, does not provide for a separate section reflecting the skills of schoolchildren with disabilities aimed at understanding the immediate digital context of their social environment and the practical acquisition of the necessary digital tools in accordance with the gender and age of the child. Based on the analysis of previously conducted studies, the author identifies the skills of using digital tools necessary for the children: development of adequate ideas about their own capabilities and limitations; acquisition of social and everyday skills necessary in everyday life; development of communication skills; differentiation and comprehension of the picture of the world and its temporal and spatial organization; understanding their social environment and acquisition of an age-appropriate system of values and social roles. A conclusion is made about the need for special workshops modeling the corresponding life situations, as well as including the skills of using digital devices in an independent section “Practice of Life in a Digital Society” taking into account the possibility of promptly changing the skills formed in children under the influence of the development and updating of digital devices and the methods of their application.
Key words: disabilities, children with disabilities, digital socialization, digital technologies, digital gadgets, life competences, components of life competence

Для цитирования:

Тенкачева, Т. Р. Цифровая социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе / Т. Р. Тенкачева. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2025. – №3. – С. 39-47.

For citation

Tenkacheva, T. R. (2025). Digital Socialization of Children with Disabilities in Modern Society // Special Education. – 2025. – №3. – P. 39-47.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.