Архив журнала
Обучение сложению и вычитанию чисел в пределах 10 обучающихся с нарушением интеллекта
- 432
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье раскрывается значение умений производить устные вычисления в пределах первого десятка у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Обращается внимание на конкретность мышления обучающихся и трудности формирования обобщений при изучении математики, в частности при формировании представлений о числе и выполнении арифметических действий с числами. Неоднородность состава обучающихся в классе по их способностям и готовности к обучению, восприятию учебного материала не позволяет учителю предъявлять одинаковые требования ко всем ученикам. В статье описываются средства обучения и доступные приемы, позволяющие учителю осуществлять дифференцированный подход при обучении детей самостоятельно выполнять арифметические действия с числами в пределах десяти. Рассматриваются различные средства обучения действиям первой ступени в пределах 10, как промышленного производства, так и самодельные. Показаны приемы работы с описываемыми средствами, с помощью которых у обучающихся вырабатываются вычислительные навыки. Обобщен практический опыт работы учителей коррекционных школ и материалы педагогов, изложенные в учебно-методических пособиях.
Приводится последовательность овладения обучающимися устным вычислительным приемом присчитывания и отсчитывания по единице, поэтапная технология формирования такого умения, состоящая из четырех этапов. Первый этап рассматривается как подготовительный. На втором этапе происходит овладение вычислительным приемом на основе предметно-практической деятельности. На третьем и четвертом этапах осуществляется постепенный отказ от наглядности, переход от работы со зрительными опорами к работе в умственном плане.
Ключевые слова: олигофренопедагогика, умственная отсталость, умственно отсталые дети, нарушения интеллекта, интеллектуальные нарушения, математика, методика преподавания математики, образовательный процесс, методы обучения, устный счет, средства обучения, специальные приемы обучения, устные вычисления, арифметические действия
Abstract: The article describes the importance of the ability to perform oral calculations within 10 by students with intellectual disabilities. Attention is drawn to the concreteness of students' thinking and the difficulties of forming generalizations in learning mathematics, in particular when forming ideas about numbers and performing arithmetic operations with numbers. The diversity of the students in the classroom in terms of their abilities and readiness to learn and perceive the educational material does not allow the teacher to present equal demands to all students. The article describes the teaching tools and available techniques that allow the teacher to tailor a differentiated approach in teaching children to independently perform arithmetic operations with numbers within 10. Various means of teaching addition and subtraction within 10, both manufactured and self-made, are considered in the article. The study demonstrates the techniques of working with the described tools, with the help of which students develop computational skills. The article summarizes the practical experience of teachers of special schools and the materials of teachers described in various teaching aids.
The study presents a sequence of steps of students’ acquisition of the oral computational technique of adding and subtracting by 1, as well as a step-by-step technique of formation of such a skill, consisting of four stages. The first stage is considered as preparatory. At the second stage, a computational operation is practiced on the basis of object-oriented practical activity. The third and fourth stages include a gradual withdrawal of visual aids/objects and a transition from working with visual supports to working mentally.
Key words: oligophrenopedagogy, mental retardation, children with intellectual disability, intellectual disability, intellectual disorders, mathematics, methods of teaching mathematics, education process, teaching methods, oral counting, teaching means, special teaching techniques, oral calculations, arithmetic operations
Для цитирования:
Чебыкин, Е. В. Обучение сложению и вычитанию чисел в пределах 10 обучающихся с нарушением интеллекта / Е. В. Чебыкин. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2025. – №3. – С. 48-59.
For citation
Chebykin, E. V. (2025). Teaching Students with Intellectual Disability Addition and Subtraction of Numbers Within 10 // Special Education. – 2025. – №3. – P. 48-59.
