Архив журнала
Развитие навыков речевого общения по телефону у подростков c кохлеарными имплантами и слуховыми аппаратами
- 430
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Общение по телефону является важной жизненной компетенцией, показателем социализации и успешности слухоречевой реабилитации у людей с нарушенным слухом, использующих кохлеарные импланты (КИ) и слуховые аппараты (СА). Цель работы — описание программы формирования навыков телефонных разговоров у тугоухих подростков — пользователей КИ и СА. Программа состоит из четырех этапов: диагностического, общеподготовительного, индивидуально-подготовительного и телефонного тренинга. Она может реализоваться на коррекционных занятиях с учителем-дефектологом в школе для обучающихся с нарушениями слуха. Ведущими составляющими программы являются развитие константности и помехоустойчивости восприятия речи на слух, понимания речи в быстром темпе, умения поддерживать диалог в реальном времени, компенсаторных стратегий поведения при коммуникации по телефону, а также расширение представлений учащихся о целях, темах, типах телефонных разговоров, правилах их ведения. Включение разработанной программы в коррекционную работу с подростками с КИ/СА способствовало увеличению частоты использования телефонных разговоров и числа учеников, разговаривающих по телефону, расширению тем и круга их собеседников. Отмечалось также повышение речевой активности и инициативности учеников во время уроков и в ежедневных ситуациях общения.
Таким образом, телефонный тренинг по разработанной программе является эффективным инструментом развития навыков общения по телефону с помощью устной речи и общеречевых коммуникативных навыков у подростков с КИ/СА
Ключевые слова: сурдопедагогика, нарушения слуха, дети с нарушениями слуха, тугоухость, подростки, кохлеарные импланты, слуховые аппараты, развитие речи, речевая деятельность, навыки речевого общения, речевое общение, телефоны, слухоречевые коммуникативные навыки, телефонные разговоры
Abstract: Telephone communication is an important life skill, an indicator of socialization and success of auditory-verbal rehabilitation in people with hearing impairments using cochlear implants (CI) and hearing aids (HA). The aim of the work is to describe a program for improving telephone conversation skills in hard-of-hearing adolescents wearing CI and HA. The program consists of four stages: diagnostic, general training, individual training and telephone training and can be realized within the educational program organized by the teacher-defectologist for students with hearing impairments. The main constituents of the program are the development of constancy and noise resistance of speech perception, comprehension of fluent speech, ability to maintain verbal dialogue in real time, compensatory behavioral strategies during telephone conversation, and also expansion of the students’ ideas about goals, topics, types of telephone communication and telephone etiquette. The program was included in logopedic rehabilitation sessions and it increased the number of students with CI/HA who started talking on the phone and the frequency of telephone calls, expanded the topics and the circle of their interlocutors. The study also reports an increase in students' speech activity and initiative during classes and in daily situations of communication.
Thus telephone training based on the developed program can be an effective tool for improvement of telephone conversation skills with the help of oral speech and common communication skills in adolescents with CI/ HA.
Key words: surdopedagogy, hearing impairments, children with hearing impairments, hard-of-hearing, adolescents, cochlear implants, hearing aids, speech development, speech, verbal communication skills, verbal communication, telephones, auditory-verbal communication skills, telephone conversations
Для цитирования:
Королева, И. В. Развитие навыков речевого общения по телефону у подростков c кохлеарными имплантами и слуховыми аппаратами / И. В. Королева, Н. Н. Шмагина. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2025. – №3. – С. 19-38.
For citation
Koroleva, I. V., Shmagina, N. N. (2025). Developing Telephone Communication Skills in Adolescents with Cochlear Implants and Hearing Aids // Special Education. – 2025. – №3. – P. 19-38.
