Рубрика: КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье излагается авторская концепция, согласно которой для нормативного развития у детей речи принципиальное значение имеет не только овладение пониманием воспринимаемых на слух слов, звукопроизношением, словарем и способностью строить фразы. Не менее важно умение детей членить высказывание на его смысловые части (синтагмы), что требует освоения параметров внутреннего программирования речи, выделения голосом смысловых акцентов, правильной расстановки пауз. Такая речь обладает рядом ценных преимуществ в сравнении с нечеткой, сбивчивой, невыразительной: она легко воспринимается окружающими и делает процессы речевой коммуникации максимально продуктивными. Это ускоряет и улучшает речевое и когнитивное развитие нормотипичного ребенка, способствует его самоутверждению как личности. Еще более важно то, что речь с правильным синтагмированием в значительной мере смягчает проявления задержек речевого развития, страхует от появления заикания у детей, предрасположенных к нему, сглаживает симптомы негрубых дизартрий. Положительное воздействие правильно членимой на синтагмы речи наблюдается и у взрослых лиц с различными речевыми недостатками, включая заикающихся и пациентов с афазией на продвинутом этапе восстановления. Рекомендуемые способы выработки у ребенка правильного модуса говорения основаны на многолетних научных исследованиях и практической работе автора с разными нарушениями речи у детей и взрослых, а также на результатах трехгодичного эксперимента по апробации предлагаемого метода выработки способности к синтагмированию у дошкольников.
Ключевые слова: прозаическая речь, поэтическая речь, синтагма, смысловые акценты, паузы, ритм речи, ритмико-смысловые координации, детская речь, развитие речи, речевые высказывания, речевая деятельность, дошкольники
Abstract: The article presents an original conception, according to which the normative development of speech in children needs not only mastering oral word comprehension, pronunciation, vocabulary, and construction of phrases. No less important is children's ability to divide an utterance into its semantic parts (syntagmas), which requires mastering the parameters of internal speech programming, placing proper semantic accents with the voice, and using pauses in the right place. Such speech has a number of valuable advantages compared to unclear, incoherent, inexpressive speech: it is easily perceived by others and makes the processes of speech communication as productive as possible. This accelerates and improves the speech and cognitive development of a typical child and contributes to their self-affirmation as an individual. Even more importantly, properly segmented speech significantly softens the manifestations of speech underdevelopment, prevents the appearance of stuttering in children with a predisposition to it, and smoothes out the symptoms of mild dysarthria. The positive effect of speech properly segmented into syntagmas is also observed in adults with various speech disorders, including stutterers and patients with aphasia at an advanced stage of rehabilitation. The recommended methods for developing the child's correct mode of speaking are based on many years of scholarly research and the author's practical work with various speech disorders in children and adults, as well as on the results of a three-year experiment aimed to test the suggested method of developing the ability of speech syntagmation in preschoolers.
Key words: prosaic speech, poetic speech, syntagma, semantic accents, pauses, speech rhythm, rhythmic-semantic coordinations, children’s speech, speech development, utterances, speech, preschoolers

Для цитирования:

Визель, Т. Г. Речевое синтагмирование и его роль в организации устного высказывания / Т. Г. Визель. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2025. – №3. – С. 5-18.

For citation

Vizel, T. G. (2025). Speech Syntagmation and Its Role in Organizing Oral Utterance // Special Education. – 2025. – №3. – P. 5-18.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.