Вам может быть интересно:
Архив журнала
Трансформация содержания публикаций для родителей детей с нарушениями слуха в период с 1900 по 2025 год
- 107
- Рубрика: СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ РАЗВИТИЯ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлены результаты структурирования в исторической последовательности содержания 36 публикаций для родителей, написанных специалистами в области сурдопедагогики в период с 1900 по 2025 год. Дана качественная характеристика структуры и сути профессиональных рекомендаций в отношении деятельности родителей с ребенком с нарушенным слухом в процессе воспитания в семье. Показаны значимые различия в содержании публикаций для родителей, связанные как с состоянием сурдопедагогической помощи в стране, так и с законодательно утвержденным методом обучения детей с нарушениями слуха. Приводятся доказательства, что трансформация содержания рекомендаций специалистов родителям обусловлена не только прогрессом медицинских технологий, которые делают доступным для населения наиболее совершенный метод компенсации утраченного слухового восприятия, появлением и совершенствованием звукоусиливающей аппаратуры, состоянием сурдопедагогической помощи в стране, но и законодательно утвержденным методом обучения детей с нарушениями слуха, содержанием образовательных программ для детей с нарушениями слуха. Выбор данной темы исследования обусловлен тем, что деятельность сурдопедагога с семьей, в том числе умение повышать родительскую компетентность в вопросах воспитания и обучения ребенка с нарушениями слуха, рассматривается в новом профессиональном стандарте педагога-дефектолога как одно из обязательных направлений и включает в себя ряд профессиональных компетенций сурдопедагога. В качестве методов исследования используются библиографический и тематический контент-анализ, включающий в себя количественную (число, вид, объем текста) и качественную (контекст и интерпретация) характеристику тематического содержания публикаций за 125 лет — период с 1900 по 2024 г., их систематизация.
Ключевые слова: сурдопедагогика, нарушения слуха, дети с нарушениями слуха, слуховые нарушения, семейное воспитание, родители, детско-родительские отношения, кохлеарная имплантация, высокотехнологичное хирургическое лечение, семья ребенка с ОВЗ, ценностные ресурсы, профессиональные рекомендации
Abstract: The article presents the results of structuring the content of 36 publications for parents written by specialists in the field of surdopedagogy over the period from 1900 to 2025 in a historical sequence. The study provides a qualitative description of the structure and essence of professional advice regarding the activities of parents raising a child with hearing loss in their family. The authors register significant differences in the content of publications for parents, related both to the state of surdopedagogical assistance in the country and to the legally approved method of teaching children with hearing impairments. The study argues that the transformation of the content of specialists' recommendations to parents is due not only to the progress of medical treatment techniques that make available to the population the most advanced method of compensating for lost auditory perception, the invention and improvement of sound-amplifying equipment, and the state of surdopedagogical assistance in the country, but also to the legally approved method of teaching children with hearing impairments and the content of educational programs for children with hearing loss. The choice of this research topic is due to the fact that the work of a surdopedagogue with the family, including the ability to improve parental competence in matters of raising and upbringing a child with hearing impairments, is considered in the new professional standard of the teacher-defectologist as one of the mandatory areas and includes a number of professional competences of a surdopedagogue. The research methods used include bibliographic and thematic content analysis, presupposing quantitative (number, type, and volume of text) and qualitative (context and interpretation) characteristics of the thematic content of publications for 125 years – over the period from 1900 to 2024 – and their systematization.
Key words: surdopedagogy, hearing loss, children with hearing loss, hearing impairments, family education, parents, child-parent relations, cochlear implant, sophisticated surgical treatment, family of a child with disabilities, value-based resources, professional advice
Для цитирования:
Ткачева, И. А. Трансформация содержания публикаций для родителей детей с нарушениями слуха в период с 1900 по 2025 год / И. А. Ткачева, С. Б. Лазуренко, В. С. Басюк. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2025. – №3. – С. 76-94.
For citation
Tkacheva, I. A., Lazurenko, S. B., Basyuk, V. S. (2025). Transformation of the Content of Publications for Parents of Children with Hearing Loss over the Period from 1900 to 2025 // Special Education. – 2025. – №3. – P. 76-94.
