Вам может быть интересно:
Архив журнала
Подготовка будущих учителей-дефектологов к обучению и воспитанию обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития
- 108
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье раскрываются особенности подготовки к профессиональной педагогической деятельности с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития, будущих учителей-дефектологов на уровне программы бакалавриата, реализуемой на кафедре сурдопедагогики РГПУ имени А. И. Герцена.
Подчеркиваются, что успехи обучения и воспитания слепоглухих обучающихся в разные исторические периоды позволили ученым-сурдопедагогам и практикам накопить существенные ресурсы альтернативных маршрутов, психолого-педагогических методов и приемов поддержки и сопровождения, которые используются и в настоящее время для всех нозологических групп обучающихся, в частности обучающихся с нарушением слуха, зрения, речи и интеллектуальными нарушениями. Отмечена необходимость участия студентов в проектной деятельности, стажировках, разработке и создании дидактических пособий при решении педагогических и методических задач. Дается описание продуктов проектной деятельности студентов и новых методических пособий для организации образовательного пространства по формированию произношения, обучению дактилированию и речевому общению детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, а именно: «Осязаемая фонетика», «Зеркало голоса», «Артикуляторий», «Искра речи», «Рука помощи».
Материалы статьи могут быть использованы в организациях высшего профессионального образования для подготовки студентов-дефектологов, курсов переподготовки работников образования и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: педагогические вузы, студенты-дефектологи, подготовка будущих дефектологов, специальное образование, дефектологическое образование, образовательный процесс, ТМНР, тяжелые множественные нарушения развития, слепоглухие, сурдопедагогика, тифлосурдопедагогика, педагогическая деятельность
Abstract: The article describes some specific features of training future teachers-defectologists for education of children with multiple developmental disorders at the level of the Bachelor's Degree program realized at the Department of Surdopedagogy of A.I. Herzen State Pedagogical University of Russia.
It is emphasized that successful teaching and upbringing of deafblind students in different historical periods has allowed researchers-surdopedagogues and practical teachers to accumulate significant resources of alternative routes, psycho-pedagogical methods and techniques of assistance and support, which are currently used for all nosological groups of students, in particular students with hearing, vision, speech and intellectual disabilities. The article reports the necessity of students' participation in project activities, internships, development and creation of didactic manuals for solving pedagogical and methodological problems. The article describes products of students' project activities and new methods guidance manuals for the organization of educational space for the formation of pronunciation, teaching finger spelling and speech communication to children with severe developmental disorders, namely: “Tactile Phonetics”, “Mirror of Voice”, “Articulation Room”, “Spark of Speech”, “Helping Hand”.
The materials of the article can be used in institutions of higher professional education for training students-defectologists, at retraining courses for educational workers and advanced training of specialists working with children with disabilities.
Key words: pedagogical universities, students-defectologists, training future teachers-defectologists, special education, defectological education, education process, severe multiple developmental disorders, deafblind students, surdo-pedagogy, typhlo surdopedagogy, pedagogical activity
Для цитирования:
Красильникова, О. А. Подготовка будущих учителей-дефектологов к обучению и воспитанию обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития / О. А. Красильникова, Г. Н. Пенин, А. С. Люкина, О. А. Чиж, Н. В. Вощилова, Е. Ю. Мамедова, М. И. Филиппова, Е. Э. Пшеничнова, О. А. Фомичева. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2025. – №3. – С. 132-144.
For citation
Krasil'nikova, O. A., Penin, G. N., Lyukina, A. S., Chizh, O. A., Voshchilova, N. V., Mamedova, E. Yu., Filippova, M. I., Psheni¬chnova, E. E., Fomicheva, O. A. (2025). Training of future teachers-defectologists for education of students with multiple developmental disorders // Special Education. – 2025. – №3. – P. 132-144.
