Вам может быть интересно:
Архив журнала
Взаимосвязь ценностных и карьерных ориентаций студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
- 138
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Цель исследования — определить и описать взаимосвязь ценностных и карьерных ориентаций современных студентов с ОВЗ и инвалидностью для качественного построения социокультурной среды в учреждениях образования. В качестве диагностического инструментария использовались тест Милтона Рокича «Ценностные ориентации личности» и опросник Эдгара Шейна «Якоря карьеры» в российской интерпретации. Опрос респондентов по обеим методикам был организован посредством Яндекс-формы. В исследовании приняли участие 370 студентов с ОВЗ и инвалидностью в возрасте 17–19 лет, обучающихся в условиях инклюзивного образования. Для проведения исследования были задействованы волонтеры. Поддержку по привлечению респондентов и волонтеров авторам оказали Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, Научная лаборатория Федерального центра инклюзивного общего и дополнительного образования Московского государственного психолого-педагогического университета, Калачевский техникум-интернат Минтруда России. Приоритет ценностных ориентаций студентов с ОВЗ и инвалидностью отличается направленностью на себя. Выбор ключевых жизненных ценностей, к которым стремятся участники опроса, ожидаемо должен активизировать и направлять поведение и деятельность молодых людей рассматриваемой группы. Однако в качестве основных инструментов достижения собственных целей студенты с ОВЗ и инвалидностью определяют опору на соответствие мнению окружающих, воспитанность. Карьерные ориентации находятся за пределами предпринимательства и профессионального творчества. Участникам опроса ближе стабильность в работе, следование правилам и имеющейся информации, чем мобильность и нестандартность профессиональных задач. Выявленные особенности ценностных ориентаций и карьерных предпочтений студентов с ОВЗ и инвалидностью определяют необходимость трансформации образовательной среды. Дальнейшее исследование предполагает разработку комплекса мер по организации социокультурной среды в образовательном учреждении, реализующем инклюзивное обучение студентов с ОВЗ и инвалидностью, в контексте развития личностного и карьерного потенциала.
Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, инклюзивная образовательная среда, педагогические вузы, ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, студенты с ограниченными возможностями здоровья, студенты-инвалиды, карьерные ориентации, социокультурная среда, ценностные ориентации, методы диагностики, диагностический инструментарий
Abstract: The aim of the study is to identify and describe the relationship between value and career orientations of modern students with disabilities for qualitative construction of the socio-cultural environment in education institutions. The test of Milton Rokich “Value Orientations of Personality” and the questionnaire of Edgar Shein “Anchors of Career” in Russian adaptation were used as diagnostic tools. The survey of respondents based on both methods was organized using the Yandex form. The study involved 370 students with disabilities aged 17-19 years attending inclusive education institutions. Volunteers were involved in the research. The authors received support in attracting respondents and volunteers from the Resource Educational and Methodological Center for the Education of the Disabled and People with Disabilities, the Scientific Laboratory of the Federal Center for Inclusive General and Supplementary Education of the Moscow State Psychological and Pedagogical University, and the Kalach Boarding Technical School of the Ministry of Labor of the Russian Federation. The priority of the value orientations of students with disabilities is self-centered. The choice of key life values that the survey participants strive for is expected to activate and guide the behavior and activities of the young people of the group under consideration. However, students with disabilities identify reliance on conformity to the opinions of others and good manners as the main tools for achieving their own goals. Career orientations are outside entrepreneurship and professional creativity. The survey participants prefer stability at work and following the rules and available information, rather than mobility and non-standard professional tasks. The revealed features of the value orientations and career preferences of students with disabilities corroborate the need to transform the educational environment. Further research involves the development of a set of measures for organization of the socio-cultural environment in an educational institution that implements inclusive education for students with disabilities in the context of developing personal and career potential.
Key words: inclusion, inclusive education, inclusive educational environment, pedagogical universities, disabilities, students with disabilities, disabled students, career orientations, socio-cultural environment, value orientations, diagnostic methods, diagnostic tools
Для цитирования:
Лапп, Е. А. Взаимосвязь ценностных и карьерных ориентаций студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью / Е. А. Лапп, Е. В. Резанова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2025. – №3. – С. 145-163.
For citation
Lapp, E. A., Rezanova, E. V. (2025). The Relationship Between Value and Career Orientations of Students with Disabilities // Special Education. – 2025. – №3. – P. 145-163.
