Архив журнала
Системно-синергетический подход в работе специалистов психолого-педагогического сопровождения с семьей ребенка с отклонениями в развитии на ранних этапах
- 154
- Рубрика: СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ РАЗВИТИЯ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена проблеме пересмотра подходов к работе с семьей ребенка с отклонениями в развитии на ранних этапах. Подняты вопросы ресурсов и дефицитов такой семьи. Автор рассматривает ситуацию дисгармоничного развития семьи, в которой воспитывается малыш с особыми потребностями, обусловленную тем, что дефициты превалируют над ресурсной базой, которая без поддержки извне не пополняется. В статье рассмотрены психологические, эмоциональные, соматические, финансовые и информационные проблемы, которые истощают силы и ресурсы семьи ребенка с отклонениями в развитии. Автор указывает, что существующие на сегодняшний день подходы (индивидуально-дифференцированный, комплексный, системный, семейно-центрированный) к работе с семьей «особого» ребенка не дают возможности глобальной разработки модели внутренней и внешней перестройки семьи «особого» ребенка, восполнения ее ресурсов и определения этапов этой качественной трансформации. Фокус своего внимания автор переводит на системно-синергетический подход как один из наиболее эффективных, по его мнению, для определения конструктивных стратегий работы с семьями детей первых лет жизни и дошкольного возраста, имеющих различные отклонения в развитии, и реализации этих стратегий в практике консультативной работы. Данный подход, пришедший не так давно в научную педагогическую отрасль из области технических исследований, еще недостаточно разработан и рассмотрен применительно к теории и практике специального и инклюзивного образования. В статье представлен опыт авторского многолетнего глубинного исследования возможностей взаимодействия специалистов психолого-педагогического сопровождения с семьями детей раннего и младшего дошкольного возраста с отклонениями в развитии. По мнению автора, системно-синергетический подход позволяет определить оптимальную стратегию включения семьи «особого» ребенка в систему психолого-педагогического воздействия. Рассматривая концепцию системно-синергетического подхода, автор предлагает определять семью как микросистему по отношению к макросистеме психолого-педагогического воздействия. Далее приводится характеристика этапов психологической трансформации семьи ребенка с отклонениями в развитии, начиная от ее закрытого и уязвимого состояния с точки зрения потери ресурсов, заканчивая значительными качественными изменениями под воздействием извне (со стороны системы психолого-педагогического сопровождения), выражающимися в психологическом прорыве. Теоретический анализ этапов иллюстрируется аспектами практического экспериментального исследования автором большой выборки семей, воспитывающих детей раннего и младшего дошкольного возраста с отклонениями в развитии.
Ключевые слова: дети раннего возраста, ранний возраст, младшие дошкольники, родители, семейное воспитание, детско-родительские отношения, отклонения в развитии, дети с отклонениями в развитии, системно-синергетический подход, психолого-педагогическое сопровождение
Abstract: The article deals with the problem of revising approaches to working with the family of a child with developmental disorders at an early age. It raises the issues of resources and deficits of such a family. The author considers the situation of disharmonious development of a family bringing up a child with special needs, which is caused by the fact that deficits prevail over resources that are not replenished without external support. The article considers psychological, emotional, somatic, financial and informational problems that drain the strength and resources of the family of a child with developmental disorders. The author points out that the current approaches (individual-differentiated, complex, systemic, family-centered) to working with the family of a “special” child do not allow for the global development of a model of internal and external restructuring of the family of a “special” child, replenishment of its resources and identification of the stages of this qualitative transformation. The author shifts the focus of her attention to the systemic-synergetic approach as one of the most effective, in her opinion, tools for determining constructive strategies for working with families of children of the first years of life and preschoolers with various developmental disorders, and their implementation in the practice of counseling. This approach, which has come into the pedagogical research field recently from the field of technical sciences, has not yet been sufficiently developed and considered in relation to the theory and practice of special and inclusive education. The article presents the experience of the author's long-term in-depth study of the opportunities of interaction between the specialists of psycho-pedagogical support and the families of young and junior preschool children with developmental disorders. According to the author, the systemic-synergetic approach allows determining the optimal strategy of including the family of a “special” child in the system of psycho-pedagogical intervention. Considering the conception of the systemic-synergetic approach, the author proposes to define the family as a microsystem in relation to the macrosystem of psycho-pedagogical intervention. Further, the author characterizes the stages of psychological transformation of the family of a child with developmental disorders, starting from its closed and vulnerable state in terms of loss of resources, and ending with significant qualitative change under the influence from the outside (from the system of psycho-pedagogical support), manifested by a psychological breakthrough. The theoretical analysis of the stages is illustrated by cases of the author's practical experimental study of a large sample of families raising young and junior preschool children with developmental disorders.
Key words: children at an early age, early age, junior preschoolers, parents, family education, parent-child relationships, developmental disorders, children with developmental disorders, systemic-synergetic approach, psycho-pedagogical support
Для цитирования:
Григоренко, Н. Ю. Системно-синергетический подход в работе специалистов психолого-педагогического сопровождения с семьей ребенка с отклонениями в развитии на ранних этапах / Н. Ю. Григоренко. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2024. – №4. – С. 111-126.
For citation
Grigorenko, N. Yu. (2024). Systemic-synergetic Approach in the Work of Psycho-pedagogical Support Specialists with the Family of a Child with Developmental Disorders at an Early Age // Special Education. – 2024. – №4. – P. 111-126.
