Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлен опыт специалистов регионального ресурсного центра «Семья и дети» Новосибирского государственного педагогического университета по работе с семьями, воспитывающими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Проанализированы статистические данные о количестве и возрастном составе детей-инвалидов в Российской Федерации, результаты исследований ресурсного состояния семьи ребенка с нарушением развития, а также данные онлайн-опроса о социальной ситуации семей, воспитывающих детей раннего возраста с выявленными нарушениями. Описана практика психолого-педагогической помощи детям раннего возраста через повышение родительской компетентности. На базе регионального ресурсного центра «Семья и дети» Новосибирского государственного педагогического университета действует служба психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) ребенка. На основе опыта деятельности службы проанализированы запросы родителей детей раннего возраста с выявленными нарушениями, которые связаны с необходимостью специальной помощи со стороны специалистов в повседневных жизненных ситуациях. Выделены основные технологии, направленные на активизацию ключевых ресурсов семьи: работа с картой «Ориентировочная основа навигации», работа с картой «Чек-лист для родителей», работа с методикой «Эко-карта семьи», флештренинг, использование цифровых образовательных ресурсов. Система психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, должна быть комплексной и направленной на понимание родителями проблем ребенка, переструктурирование жизненных ценностей, повышение самооценки родителей, развитие инициативы и активной субъектной позиции в коррекционно-педагогической деятельности с ребенком.
Ключевые слова: психолого-педагогическая поддержка, формы работы, работа с родителями, ранняя помощь, семейное воспитание, родители, ранний возраст, дети раннего возраста, семьи детей с ОВЗ, ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, дети с ограниченными возможностями здоровья, флештренинг, эко-карта, цифровые образовательные ресурсы
Abstract: The article presents the experience of the specialists from the regional resource center “Family and Children” of Novosibirsk State Pedagogical University working with families raising young children with disabilities. The study analyzes the statistical data on the number and age of children with disabilities in the Russian Federation, the results of a survey of the resource status of the family of a child with developmental disabilities, as well as the data from an online questionnaire about the social situation of families raising young children with the diagnosed disabilities. The authors describe the practice of psycho-pedagogical support for young children through increasing parental competence. The regional resource center “Family and Children” of Novosibirsk State Pedagogical University functions as a special service providing psycho-pedagogical, methodological and consulting support for the parents (legal representatives) of the child. On the basis of the practical experience of this service, the study analyzes the requests of the parents of young children with the diagnosed disabilities, which are associated with the need for special support of specialists in everyday life situations. The authors have identified the main techniques aimed at activating the key family resources: work with the “Basics of Navigation” map, work with the “Checklist for Parents”, work based on the “Family Eco-Map” technique, application of the method of flash training, and the use of digital educational resources. The system of psycho-pedagogical support for a family raising a young child with disabilities should be comprehensive and aimed at helping the parents discern and understand the child's problems, restructuring the life values, increasing the parents' self-esteem, and encouraging initiative and active subject position in the course of the rehabilitation-educational support of the child with disabilities.
Key words: psycho-pedagogical support, forms of work, work with parents, early support, family education, parents, early childhood, young children, families of children with disabilities, disabilities, children with disabilities, flash training, eco-map, digital educational resources

Для цитирования:

Марущак, Е. Б. Психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья / Е. Б. Марущак, О. Е. Игнатенко. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2024. – №4. – С. 127-138.

For citation

Maruszak, E. B., Ignatenko, O. E. (2024). Psycho-pedagogical Support for the Family of a Young Child with Disabilities // Special Education. – 2024. – №4. – P. 127-138.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.