Архив журнала
Содержание образовательной среды вуза для подготовки студентов к реализации психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
- 131
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Одним из направлений решения противоречия несоответствия качества подготовки студентов к работе с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья запросам современного общества является создание образовательной среды вуза, способствующей формированию профессиональных компетенций и личностного развития будущих учителей-дефектологов.
В статье рассматривается определение содержания образовательной среды вуза для подготовки студентов к реализации психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Представлены толкования понятия, базовых характеристик и компонентов образовательной среды в трудах современных ученых. Содержание образовательной среды вуза для подготовки студентов в работе по данному направлению анализируется как приоритетная социокультурная закономерность. Авторы определяют и конкретизируют основные обозначенные ими компоненты образовательной среды вуза в контексте подготовки студентов к реализации психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Представлено содержание каждого компонента (пространственно-предметный, социально-личностный, информационно-коммуникационный, учебно-воспитательный, научно-исследовательский) в согласовании с основными характеристиками образовательной среды вуза, с учетом запросов студентов. По мнению авторов, взаимодействие указанных компонентов способствует успешному формированию необходимых профессиональных компетенций у будущих дефектологов, а значит их мотивации и самостоятельности.
В качестве методов исследования выступают анализ и рефлексия научной литературы по вопросам содержания образовательной среды вуза для подготовки студентов к реализации психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. В качестве эмпирического был использован метод анкетирования.
Ключевые слова: высшие учебные заведения, студенты, подготовка будущих дефектологов, учителя-дефектологи, образовательная среда вуза, компоненты образовательной среды, характеристика образовательной среды, профессиональные компетенции, психолого-педагогическое со-провождение, дети раннего возраста, ранний возраст, ОВЗ, дети с ограниченными возможностями здоровья, ограниченные возможности здоровья
Abstract: One of the ways to resolve the contradiction between the quality of training students to work with early years children with disabilities and the needs of modern society is to create an educational environment of the university that would promote the formation of professional competences and personal development of future teachers-defectologists.
The article considers the definition of the content of the educational environment of the university for training students to realize psycho-pedagogical support for children at an early age with disabilities. The study highlights the definitions of the concept and the basic characteristics and components of the educational environment in the works of modern scholars. The content of the educational environment of the university for training students for work in this area is analyzed as a priority socio-cultural need. The authors define and specify the main components of the educational environment of the university designated by them, in the context of training students to realize psycho-pedagogical support for children at an early age with disabilities. The article presents the content of each component (spatial-subject-related, social-personal, informational-communicative, educational, and research), coordinating it with the main characteristics of the educational environment of the university and taking into account the needs of the students. According to the authors, the combination of these components contributes to the successful formation of the necessary professional competences in future defectologists, and, therefore, enhances their motivation and facilitates independence.
The research methods include analysis and reflection of scholarly literature on the content of the educational environment of the university for training students to realize psycho-pedagogical support for children at an early age with disabilities. Questionnaire was used as an empirical method.
Key words: universities, students, training future defectologists, teachers-defectologists, educational environment of the university, components of the educational environment, characteristics of the educational environment, professional competences, psycho-pedagogical support, children at an early age, early age, disabilities, children with disabilities
Для цитирования:
Дружинина, Л. А. Содержание образовательной среды вуза для подготовки студентов к реализации психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья / Л. А. Дружинина, Л. Б. Осипова, Л. М. Лапшина, М. С. Коробинцева. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2024. – №4. – С. 174-189.
For citation
Druzhinina, L. A., Osipova, L. B., Lapshina, L. M., Korobintseva, M. S. (2024). Content of the Educational University Environment for Training Students for the Realization of Psycho-pedagogical Support for Early Years Children with Disabilities // Special Education. – 2024. – №4. – P. 174-189.
