Вам может быть интересно:
Архив журнала
Представления родителей ребенка с тяжелыми нарушениями речи о школьной готовности
- 191
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Готовность ребенка с ТНР к обучению в школе рассматривается как целевой ориентир на этапе завершения освоения Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования обучающихся с ОВЗ. Достигнутый ребенком с ТНР уровень школьной готовности во многом зависит от включения семьи в этот процесс, от педагогической готовности самих родителей к школьному обучению их ребенка, его переходу на новый жизненный этап. В статье раскрыты результаты исследования особенностей представлений о школьной готовности как психолого-педагогическом феномене родителей детей с ТНР и родителей нормально развивающихся сверстников.
Установлено, что обе группы родителей демонстрируют низкий уровень обобщенности, фрагментарность, недостаточную полноту и целостность представлений о понятии «готовность к школе», включение второстепенных, несущественных показателей, не влияющих непосредственно на успешность освоения образовательной программы. Доказана «центрированность» большинства родителей на педагогической готовности как умении «писать, читать, считать», однако без должного внимания к другим значимым показателям. Следствиям чего являются: 1) завышенная, по сравнению с экспертной, оценка родителями уровня готовности своего ребенка к школе; 2) понимание цели подготовки исключительно как прохождение ребенком программы первого класса до школы; 3) трудности осознания родителями смысла и необходимости выполнения рекомендаций специалистов ДОУ, направленных на формирование иных, помимо педагогической, предпосылок успешного обучения: мотивационной, произвольной, интеллектуальной, коммуникативной, речевой, зрительно-пространственной и других; 4) неумение «просчитать» потенциальные трудности предстоящего обучения при несформированности у ребенка с ТНР всего комплекса значимых составляющих школьной готовности.
Полученные данные говорят о необходимости подготовки самих родителей к обучению в школе их ребенка с ТНР, что обеспечит единство и эффективность их взаимодействия со специалистами на предшкольном этапе.
Ключевые слова: дошкольная логопедия, тяжелые нарушения речи, дети с нарушениями речи, старшие дошкольники, дошкольные образовательные учреждения, подготовка к школе, родители, семейное воспитание, педагогические представления родителей, готовность родителей
Abstract: The readiness of a child with severe speech disorders (SSD) for school education is viewed as a target point at the concluding stage of completing the Federal Adapted General Education Program for preschool students with disabilities. The level of readiness for school achieved by a child with SSD depends largely on the inclusion of the family into this process, on the pedagogic readiness of the parents themselves to give school education to their child and the child’s moving onto a new stage of life. The article presents the results of a study of the particularities of the ideas about readiness for school as a psycho-pedagogical phenomenon of the parents of a child with SSD and the parents of children with typical development.
It has been found that both groups of parents show low level of generalization, fragmentary knowledge, insufficient fullness and integrity of ideas about the notion of “readiness for school”, and inclusion of secondary or insignificant factors, not directly influencing the successful completion of the education program. The study argues that the majority of parents center on pedagogical readiness as the ability to “write, read, and count”, with no due attention to other significant factors. It results in the following: 1) too high estimate of their child's level of readiness for school by parents, as compared to expert assessment; 2) understanding of the preparation purpose exclusively as the child’s completing the program of grade one before school; 3) difficulties of the parents’ understanding of the significance and the need to follow pre-school educational institution recommendations aimed at the formation of preconditions for successful education other than pedagogical ones: motivational, voluntary, intellectual, communicative, linguistic, visuospatial and others; 4) inability to foresee the future learning difficulties in the situation, when the whole complex of significant components of readiness for school is not formed in the child with SSD.
The data obtained show that it is necessary to train the parents for the schooling of their child with SSD, which could provide consistency and effectiveness of their interaction with the specialists during the pre-school stage.
Key words: preschool logopedics, severe speech disorders, children with speech disorders, senior preschoolers, preschool education institutions, preparation for school, parents, family education, pedagogic ideas of parents, readiness of parents
Для цитирования:
Сарапулова, М. А. Представления родителей ребенка с тяжелыми нарушениями речи о школьной готовности / М. А. Сарапулова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2024. – №4. – С. 139-155.
For citation
Sarapulova, M. A. (2024). The Ideas of the Parents of a Child with Severe Speech Disorders About Their Child’s Readiness for School // Special Education. – 2024. – №4. – P. 139-155.
