Архив журнала
Инклюзивная образовательная среда для лиц с инвалидностью в контексте экологического подхода
- 153
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматривается вопрос о развитии экологического подхода к людям с инвалидностью в условиях инклюзивной образовательной среды, которая создает возможность для реализации таких ключевых принципов, как гуманитарность, наукосообразность, культуросообразность, технологичность, экологизм. Цифровая цивилизация существенно поднимает технический уровень образовательной деятельности в инклюзивной среде в сочетании с принципом универсального дизайна, который несет в себе новый образ мышления, реализует принцип равенства и доступности среды для людей с инвалидностью и ОВЗ. Развитие системы социально-реабилитационных центров выявляет новые виды организации инклюзивной социально-образовательной среды, опирающейся на экологический подход. Эти явления находятся в стадии формирования, но уже имеют определенную инновационную практику и значимые перспективы для дальнейшего развития. Создание образовательной инклюзивной среды расширяет реабилитационные возможности людей с разными ограничениями жизнедеятельности, реализует идеи государственной политики в области реабилитации и абилитации. Актуализируются проблемы непрерывного образования и комплексной поддержки обучающихся с ОВЗ и инвалидностью на всех основных этапах получения образования. Рассматриваются научные и практические аспекты реабилитационных технологий и их роль в реабилитационных процессах.
В связи с этим авторы ставят вопрос как о создании образовательных программ для лиц с инвалидностью, так и программ подготовки кадров, реализующих эти образовательные программы в государственных и негосударственных структурах.
Ключевые слова: лица с инвалидностью, инклюзия, инклюзивное образование, инклюзивная образовательная среда, непрерывное образование, цифровизация образования, информационно-коммуникативные технологии, экологический подход, универсальный дизайн, реабилитация инвалидов, реабилитационный процесс, образовательные программы
Abstract: The article discusses the development of the ecological approach to people with disabilities in an inclusive educational environment, which creates conditions for the realization of such key principles as humanness, scientific and cultural specificity, technological character, and environmentalism. Digital civilization significantly raises the level of educational activity in an inclusive environment in combination with the principle of universal design. The latter represents a new image of thinking and realizes the principle of equality and accessibility of the environment for people with disabilities. The development of the system of social rehabilitation centers is accompanied by the emergence of new organizations of inclusive socio-rehabilitation environment based on the ecological approach. These phenomena are in the process of formation, but already have certain innovative practices and significant prospects for further development. The creation of educational inclusive environment widens the rehabilitation opportunities of people with disabilities and realizes the ideas of the official policy in the field of rehabilitation and abilitation. The study actualizes the problems of continuing education and comprehensive support for students with disabilities at all basic stages of getting education. The article considers scientific and practical aspects of rehabilitation techniques and their role in the rehabilitation processes.
In this regard, the authors raise the question of both creation of education programs for people with disabilities and the programs of training specialists who realize these education programs in state-maintained and privately owned institutions.
Key words: people with disabilities, inclusion, inclusive education, inclusive educational environment, continuing education, digitalization of education, information and communication technologies, ecological approach, universal design, rehabilitation of people with disabilities, rehabilitation process, education programs
Для цитирования:
Лебедева, С. С. Инклюзивная образовательная среда для лиц с инвалидностью в контексте экологического подхода / С. С. Лебедева, Ю. Ю. Платонова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2024. – №4. – С. 203-215.
For citation
Lebedeva, S. S., Platonova, Yu. Yu. (2024). An Inclusive Educational Environment for People with Disabilities in the Context of the Ecological Approach // Special Education. – 2024. – №4. – P. 203-215.
