Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья ставит целью обобщение мнения работодателей о готовности будущих учителей-дефектологов к профессиональной деятельности, в ней представлены результаты исследования представлений профессионального сообщества, вовлеченного в разработку и реализацию программ подготовки дефектологов, о готовности выпускников вуза к практической деятельности с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Материалы получены в ходе опроса представителей 137 образовательных организаций из 45 регионов России. По данным опроса определены психолого-педагогические, общепедагогические, методические, коммуникативные и информационные дефициты выпускников и представлены рекомендации к их профилактике посредством интеграции усилий вузов и потенциальных работодателей на уровне создания окружных и региональных образовательных кластеров при университетах и институтах, совместной разработки модульных программ профессиональной подготовки и переподготовки. Оценка работодателями подготовленности выпускников программ переподготовки ниже, чем у выпускников вузов; однако программы переподготовки позволяют оперативно решать кадровые задачи. Критериями эффективности образовательных программ можно считать направленность на практику образования и сопровождения людей с ОВЗ разных нозологических групп, сбалансированность результатов обучения с профессиональными стандартами, непрерывность и гибкость. Данные будут учтены при разработке новых образовательных программ в условиях перехода к системе базового и специализированного высшего образования.
Ключевые слова: высшие учебные заведения, выпускники вузов, подготовка будущих дефектологов, дефектологические кадры, учителя-дефектологи, практическая деятельность, профессиональная подготовка, образовательные организации, онлайн-опрос, профессиональные дефициты, переподготовка кадров, образовательные программы, методическое сопровождение
Abstract: Abstract. The article aims to summarize the opinions of employers about the readiness of future teachers-defectologists for professional activity and presents the results of an investigation of the ideas of the professional community, involved in the development and implementation of training programs for defectologists, about the readiness of university graduates for practical teaching of children with special educational needs. The practical research materials were obtained during a survey of representatives of 137 education institutions from 45 regions of Russia. According to the survey, the study has identified psycho-pedagogical, general pedagogical, methodological, communicative and informational deficits of the graduates and has worked out guidelines for their prevention through integrating the efforts of universities and potential employers at the level of creating district and regional educational clusters at universities and institutes and joint development of modular vocational training and retraining programs. The employers' assessment of the level of readiness of graduates of retraining programs is lower than that of university graduates; however, retraining programs allow solving personnel problems quickly and effectively. The criteria for the effectiveness of educational programs may include the focus on practical teaching and support for people with disabilities of different nosological groups, a balance between learning outcomes and professional standards, continuity and flexibility. The data will be taken into account in the process of designing new education programs in the context of the transition to the system of basic and specialized higher education.
Key words: universities, university graduates, training future defectologists, defectological personnel, teachers-defectologists, practical activity, professional training, education institutions, online survey, professional deficits, professional retraining, education programs, methodological support

Для цитирования:

Алмазова, А. А. Качество и результативность программ подготовки и переподготовки дефектологических кадров: мнение работодателей / А. А. Алмазова, О. И. Белоусова, Н. В. Микляева, Д. Е. Васильева, М. А. Яковлева. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2024. – №4. – С. 156-173.

For citation

Almazova, A. A., Belousova, O. I., Miklyaeva, N. V., Vasil'eva, D. E., Yakovlev, M. А. (2024). Quality and Effectiveness of Defectological Training and Retraining Programs: Employers’ Opinion // Special Education. – 2024. – №4. – P. 156-173.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.