Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье обобщены существующие в отечественной практике данные логопедической работы с неговорящими детьми. Дан актуальный анализ поиска обозначения термином процесса коррекционной работы с детьми раннего и дошкольного возраста при отсутствии устной речи. На базе концепции речепорождения (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, Т. Н. Ушакова); общего недоразвития речи (Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина); коммуникативно-деятельностного подхода (Г. В. Чиркина) обобщены имеющиеся теоретические данные и цикл магистерских исследований, проведенных под руководством автора за 9 лет, выдвинута гипотеза о зависимости состояния речевого развития, как вербальных средств общения, от сформированности невербальных средств общения. Уточнены исходные понятия «интенция», «общение», «средства общения». Определена онтогенетическая линия появления невербальных средств общения. Впервые особо обозначена роль фонационных средств общения и их генез при переходе к вербальным средствам общения. Актуализировано понятие «лепетная речь» как предиктор появления первых слов и связующее звено невербальных и вербальных средств общения. Проведена связь появления «лепетной речи» и указательного жеста (предиктора коммуникативных жестов). Обобщены существующие теоретически данные по генезу вербальных средств общения. Подтверждение гипотезы в результате экспериментальной логопедической работы с ребёнком раннего возраста с анартрией в условиях семьи позволило впервые сформулировать понятие «запуск устной речи». Итак, запуск устной речи — это направленное формирование интенции в процессе коммуникативной инициативы носителя(-лей) языковой культуры, которая позволяет невербальные средства общения транслировать в вербальную форму через фонационные средства.
Ключевые слова: дошкольная логопедия, нарушения речи, дети с нарушениями речи, дошкольники, детская речь, алалия, запуск устной речи, устная речь, неговорящие дети, логопедическая работа, инициация речи, интенция, лепетное говорение, общее недоразвитие речи, общение детей, средства общения, указательный жест
Abstract: The article summarizes the outcomes of logopedic therapy of non-speaking children existing in domestic practice. The study reports a search for the term of the process of rehabilitation of non-speaking children of early and preschool age. On the basis of the theory of speech generation (L.S. Vygotsky, A.A. Leontyev, T.N. Ushakova); general speech underdevelopment (R.E. Levina, T.B. Filicheva, G.V. Chirkina); and communicative activity-based approach (G.V. Chirkina), the study summarizes the available theoretical data and the cycle of master's degree students’ studies conducted under the supervision of the author of the article for over 9 years. The author poses a hypothesis about the dependence of the state of speech development, i.e. verbal means of communication, on the formation of non-verbal means of communication. The article specifies the original concepts of “intention”, “communication”, and “means of communication” and outlines the ontogenetic line of emergence of non-verbal means of communication. For the first time, the role of phonational means of communication and their genesis in the transition to verbal means of communication is especially indicated. The study actualizes the concept of “babbling” predictor of the emergence of the first words and the connecting link between the non-verbal and verbal means of communication. A connection is made between the emergence of “babbling” and an indicative gesture (a predictor of communicative gestures). The existing theoretical data on the genesis of the verbal means of communication are summarized. The confirmation of the hypothesis as a result of an experimental logopedic observation of an early child with anarthria in family environment has made it possible to formulate the concept of “stimulation of oral speech” for the first time. So, stimulation of oral speech is a purposeful formation of intention in the process of communicative initiative of a member(s) of the linguistic culture, which allows translating non-verbal means of communication into verbal form through phonational means.
Key words: preschool logopedics, speech disorders, children with speech disorders, preschoolers, children’s speech, alalia, oral speech stimulation, oral speech, non-speaking children, logopedic work, speech initiation, intention, babbling, general speech underdevelopment, children’s communication, communication means, indicative gesture

Для цитирования:

Шереметьева, Е. В. Начальный этап логопедической работы с детьми, не владеющими вербальными средствами общения / Е. В. Шереметьева. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2024. – №4. – С. 19-33.

For citation

Sheremet'eva, E. V. (2024). The Initial Stage of Speech Therapy Work with Children, Who Do Not Possess Verbal Means of Communication // Special Education. – 2024. – №4. – P. 19-33.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.