Архив журнала
Готовность слепых и слабовидящих юношей к достижению успеха в жизни: диагностика, коррекция, развитие
- 400
- Рубрика: ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Предметом публикации является теоретическое обоснование и разработка диагностической программы, включающей авторский диагностический инструментарий, по выявлению личностной готовности слепых и слабовидящих к достижению успеха в жизни. Цель публикации состоит в обеспечении возможностей широкого применения разработанной и апробированной диагностической программы, дифференцированных организационно-содержательных ориентиров коррекционно-развивающей работы тифлопедагога и психолога, направленной на повышение степени готовности слепых и слабовидящих юношеского возраста к достижению жизненного успеха. Методологической основой работы являются положение о феноменологической характеристике категории «жизненная успешность», концепция возможностей всестороннего развития лиц с нарушениями зрения при ведущей роли дифференцированного специально организованного образовательного процесса.
Эффект проведенного исследования может заключаться в повышении качества коррекционно-развивающей работы с обучающимися, находящимися в условиях зрительной депривации юношеского возраста, посредством повышения у них степени готовности к достижению успеха в самостоятельной взрослой жизни. Область применения результатов — диагностико-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы тифлопедагога и психолога по диагностике, развитию и коррекции готовности слепых и слабовидящих к достижению успеха. Практическим результатом является возможность выявления степени готовности к достижению успеха в самостоятельной жизни школьников с нарушениями зрения, вооружение тифлопедагогов и психологов научно обоснованными ориентирами построения коррекционно-развивающей работы в указанном направлении. Научный результат: разработка научно-методической базы для проведения диагностики, развития и коррекции степени готовности слепых и слабовидящих юношеского возраста к достижению успеха в жизни.
Ключевые слова: тифлопедагогика, нарушения зрения, слепые, слабовидящие, юношеский возраст, зрительная депривация, жизненный успех, успешность, субъективные представления, готовность к достижению успеха, диагностические программы, диагностический инструментарий, коррекционно-развивающая работа
Abstract: The paper presents a theoretical foundation and development of a diagnostic program, including authorial diagnostic tools, aimed to identify the personal readiness of blind and visually impaired young people to achieve success in life. The aim of the publication is to provide opportunities for a wide application of the developed and primarily tested diagnostic program and the differentiated organizational and content-based guidelines for rehabilitation-educational work of a typhlopedagogue and psychologist, aimed at increasing the level of readiness of blind and visually impaired young people to achieve success in life. The methodological basis of the work rests on the idea about the phenomenological characteristics of the category of “success in life” and on the conception about the opportunities for a comprehensive development of people with visual impairments with the leading role of a differentiated specially organized education process.
The study may result in improvement of the quality of rehabilitation-educational work with visually impaired young students by increasing their degree of readiness to achieve success in independent adult life. The scope of application of the study results covers the diagnostic and methodological support for the rehabilitation-educational work of a typhlopedagogue and psychologist on the diagnosis, development and rehabilitation of the readiness of the blind and visually impaired to achieve success. The practical result includes the ability to identify the degree of readiness of schoolchildren with visual impairments for achieving success in independent life and equipping typhlopedagogues and teachers-psychologists with scientifically based guidelines for constructing rehabilitation-educational activity in this direction. The scientific result of the study consists in the development of a scientific and methodological foundation for carrying out diagnostics, development and correction of the degree of readiness of blind and visually impaired young people to achieve success in life.
Key words: typhlopedagogy, visual impairment, blind, visually impaired people, adolescence, people with visual impairment, success in life, success, personal ideas, readiness to achieve success in life, diagnostic programs, diagnostic tools, rehabilitation-educational work
Для цитирования:
Никулина, Г. В. Готовность слепых и слабовидящих юношей к достижению успеха в жизни: диагностика, коррекция, развитие / Г. В. Никулина, И. Н. Никулина. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2024. – №4. – С. 34-46.
For citation
Nikulina, G. V., Nikulina, I. N. (2024). Readiness of Blind and Visually Impaired Young People to Achieve Success in Life: Diagnostics, Rehabilitation, Development // Special Education. – 2024. – №4. – P. 34-46.
