Вам может быть интересно:
Архив журнала
Коммуникативные навыки как область жизненной компетенции подростков с ОВЗ: насколько валидны их имеющиеся исследования и методики диагностики?
- 138
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье обсуждается проблема валидности дизайна исследований коммуникативных навыков как области жизненной компетенции у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В исследованиях часто используются психодиагностические методики, не адаптированные к особенностям развития детей с нарушениями в развитии, не дается теоретико-методологическое обоснование экспериментального дизайна. Была поставлена цель — провести анализ валидности дизайна исследований, используемых в практико-ориентированных исследованиях коммуникативных навыков обучающихся с ОВЗ. Основным методом исследования выступил метаанализ данных, представленных в научных публикациях по проблеме развития коммуникативных навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Представлены результаты метаанализа дизайна и методов исследования в научных статьях, опубликованных и проиндексированных в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ) за последние 10 лет (404 публикации) на русском языке. Полученные данные показывают, что в исследованиях недостаточно удовлетворительно описывается экспериментальный дизайн, не описываются теоретико-методологические основания выбора диагностических методик и методов, не адаптируют методики к обучающимся с ОВЗ, что не позволяет в достаточной мере судить о валидности полученных результатов. Делается вывод о необходимости теоретико-методологической разработки содержания коммуникативных навыков как области жизненной компетенции обучающихся с ОВЗ; адаптации и модификации существующих диагностических инструментов в качественной и количественной парадигме исследования.
Ключевые слова: жизненная компетенция, коммуникативные навыки, валидность диагностических методик, подростки, ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, дети с ограниченными возможностями здоровья
Abstract: The article discusses the problem of design validity of research on communication skills as an area of life competence in students with disabilities. Psychodiagnostic methods are often employed in the studies in question, which are not adapted to the peculiarities of the development of children with developmental disabilities, and no theoretical and methodological foundation of experimental design is given. The aim of this study is to analyze the validity of the research design used in practice-oriented investigations of communication skills of students with disabilities. The main research method is meta-analysis of the data presented in scholarly publications on the problem of developing communication skills in students with disabilities. The article presents the results of a meta-analysis of design and research methods in scholarly articles published and indexed in the Russian Science Citation Index (RSCI) over the past 10 years (404 publications) in Russian. The data obtained show that publications under review do not properly describe the experimental design, overlook the theoretical and methodological foundations for choosing diagnostic techniques and methods, and do not adapt the methods to suit the study of students with disabilities, which does not allow assessing the real validity of the results obtained. A conclusion is made about the need for theoretical and methodological development of the content of communication skills as an area of life competence of students with disabilities; it is also necessary to adapt and modify the existing diagnostic tools in the qualitative and quantitative research paradigm.
Key words: life competence, communication skills, validity of diagnostic methods, teenagers, disabilities, children with disabilities
Для цитирования:
Федосеева, А. М. Коммуникативные навыки как область жизненной компетенции подростков с ОВЗ: насколько валидны их имеющиеся исследования и методики диагностики? / А. М. Федосеева, Т. Ю. Удалова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2024. – №4. – С. 80-93.
For citation
Fedoseeva, A. M., Udalova, T. Yu. (2024). Communication Skills as an Area of Life Competence of Teenagers with Disabilities: are Current Studies and Diagnostic Methods Valid Enough? // Special Education. – 2024. – №4. – P. 80-93.
