Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье обсуждаются вопросы коммуникативного развития детей с тяжелыми нарушениями зрения как определяющим условием их социализации. Представлено научно-теоретическое обоснование сущности коммуникативных умений, определены их основные группы. Уделено внимание анализу научных изысканий в области общения слепых и слабовидящих детей раннего, дошкольного и школьного возраста. Авторы поднимают проблему уточнения диагностических параметров наблюдения за незрячими детьми с целью изучения особенностей их коммуникативных умений. Ими предпринята попытка конкретизации спектра коммуникативных умений в контексте каждого параметра. Апробация диагностического инструментария осуществлялась в дошкольных образовательных организациях г. Челябинска, реализующих адаптированные образовательные программы дошкольного образования для обучающихся с нарушениями зрения. Основное содержание исследования составляет детализированное описание и анализ особенностей коммуникативных умений дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения (слепота). В заключительной части статьи обсуждаются характерные для слепых дошкольников проявления коммуникативного поведения. Авторы делают вывод о целесообразности разработки инструментария, позволяющего проектировать рекомендации по организации и содержанию коррекционной работы, направленной на формирование коммуникативных умений у конкретного ребенка. Методы исследования: анализ и обобщение научных данных в контексте определения сущности коммуникативных умений и их специфики у детей с тяжелыми нарушениями зрения; наблюдение за коммуникативным поведением детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями зрения в ситуациях взаимодействия со взрослыми и сверстниками с различными нарушениями зрения, интерпретация полученных результатов. Цель статьи заключается в уточнении инструментария изучения и описании особенностей коммуникативных умений детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями зрения (слепота).
Ключевые слова: дошкольная тифлопедагогика, тяжелые нарушения зрения, дети с нарушениями зрения, дошкольники, коммуникативные умения, общение детей, речевая коммуникация, коммуникативное развитие, диагностический инструментарий
Abstract: The article discusses the issues of communicative development of children with severe visual impairments as a decisive condition for their socialization, presents a scientific-theoretical substantiation of the essence of communication skills, and singles out their main groups. Attention is paid to the analysis of scientific research in the field of communication between blind and visually impaired children of early, preschool and school age. The authors raise the problem of clarifying the diagnostic parameters of monitoring blind children in order to study the specific features of their communication skills. They made an attempt to specify the range of communication skills in the context of each parameter. The diagnostic tools were tested in pre-school education institutions of Chelyabinsk, which realize the Adapted Education Programs of preschool education for students with visual impairments. The main part of the study is devoted to a detailed description and analysis of the specific features of the communication skills of preschoolers with severe visual impairment (blindness). In the final part of the article, the manifestations of communicative behavior typical of blind preschoolers are described. The authors conclude that it is advisable to develop special tools that would allow designing guidelines for the organization and content of rehabilitation activity aimed at the formation of communication skills in each particular child. The research methods comprise analysis and generalization of scientific data in the context of determination of the essence of communication skills and their specificity in children with severe visual impairments; observation of the communicative behavior of senior preschool children with severe visual impairments in situations of interaction with adults and peers with various visual impairments; interpretation of the results obtained. The aim of the article is to clarify the tools for studying and describing the specific features of the communication skills of preschool children with severe visual impairments (blindness).
Key words: preschool typhlopedagogy, severe visual impairments, children with visual impairments, preschoolers, communication skills, children’s communication, speech communication, communicative development, diagnostic tools

Для цитирования:

Осипова, Л. Б. Изучение коммуникативных умений детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями зрения / Л. Б. Осипова, Л. А. Дружинина, В. С. Цилицкий, Л. М. Лапшина, М. С. Коробинцева. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2024. – №4. – С. 60-79.

For citation

Osipova, L. B., Druzhinina, L. A., Tsilitskiy, V. S., Lapshina, L. M., Korobintseva, M. S. (2024). Studying the Communication Skills of Preschool Children with Severe Visual Impairments // Special Education. – 2024. – №4. – P. 60-79.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.