Файл статьи: PDF
Аннотация: Челюстно-лицевые расщелины достаточно часто имеют сочетание с разнообразными аномалиями в других органах и системах. Отмечено, что полнота клинических нарушений у детей данной группы нарастает по мере их роста и развития, усугубляя физиологическое и психоневрологическое здоровье. Статистические данные свидетельствуют о наличии сочетанной патологии среди детей именно с расщелинами неба в 25—63 % случаев. Многообразие сочетанных пороков развития определяет специфику речевой терапии. Традиционно логопедическая работа по преодолению ринолалии, основного речевого нарушения у детей с врожденной расщелиной неба, представлена технологией коррекции в дооперационном и послеоперационном периоде. Авторы обращают внимание на формирование речевого выдоха, дифференциацию ротового и носового выдоха, развитие активности структур небно-глоточного кольца, постановку звуков, устранение назализации, развитие речевых кинестезий и др. Однако полноценная реализация логопедических технологий достаточно часто сталкивается с трудностями, связанными со сложной структурой клинического и речевого дефекта. За период с 1998 по 2022 г. в условиях государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области «Многопрофильный клинический медицинский центр „Бонум“» (ГАУЗ СО МКМЦ «Бонум») прошли реабилитацию 2475 детей с врожденной расщелиной губы и/или неба. Аналитический и количественно-качественный анализ документации организационно-реабилитационного процесса позволил выявить у 823 (33,25 %) из них сочетанные нарушения. Исследование особенностей речевой терапии по коррекции ринолалии у детей с множественными пороками развития отражает специфику работы, которая заключается в дифференцированном и персонифицированном подходе. Для детей с сопутствующей патологией слуха включаются дополнительные направления коррекционного воздействия, для детей с нарушением зрения особые требования предъявляются к наглядному материалу, условиям его применения, а также методам обучения. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата используют специальные ортопедические устройства, что требует адаптации рабочего места, учебных принадлежностей и методических приемов. Детям с нарушением сердечно-сосудистой системы требуется соблюдение режима занятий и отдыха, индивидуальный подбор двигательных и дыхательных упражнений, индивидуальная дозировка их применения. Для детей с нарушением нервной системы необходим комплекс мер коррекционного воздействия, в зависимости от доминирующего дефекта в определенный отрезок времени, а для детей с нарушением ЖКТ предъявляются особые требования к выбору времени для занятий.
Ключевые слова: логопедия, нарушения речи, дети с нарушениями речи, челюстно-лицевая патология, ринолалия, врожденная расщелина неба, коррекция ринолалии, логопедическая работа, множественные пороки развития, сочетанная патология, персонифицированный подход, дифференцированная коррекция, речевая терапия
Abstract: Maxillofacial clefts are often combined with various malformations in other organs or systems. It should be noted that the completeness of clinical disorders in children of this group increases with their growth and development, exacerbating physiological and neuropsychiatric health. Statistical data indicate the presence of comorbidities among children with cleft palate in 25—63% of cases. The variety of developmental comorbidities determines the specificity of speech therapy. Traditionally, speech therapy aimed to to overcome rhinolalia, the main speech disorder in children with congenital cleft palate, is represented by a rehabilitation technique during the preoperative and postoperative period. The authors pay attention to the formation of speech exhalation, the differentiation of oral and nasal exhalation, the development of activity of the structures of the palato¬pharyngeal ring, the production of sounds, the elimination of nasalization, the development of speech kinesthesias, etc. However, the full-fledged implementation of speech therapy techniques often faces difficulties associated with the complex structure of clinical and speech defects. During the period from 1998 to 2022, 2,475 children with congenital cleft lip and/or palate completed a rehabilitation course in the State Autonomous Health-care Institution of Sverdlovsk region Multidisciplinary Clinical Medical Center “Bonum”. The analytical and quantitative-qualitative analysis of the documentation of the organizational-rehabilitative process diagnosed comorbidities in 823 (33,25%) cases. The study of the specific features of logopedic therapy of rhinolalia in children with multiple developmental disorders reflects the specificity of the treatment, which consists in a differentiated and personalized approach. For children with concomitant hearing disorders, additional areas of corrective action are included; for children with visual impairments, special requirements are placed on visual material, conditions of its use, as well as teaching methods. Children with musculoskeletal disorders use special orthopedic devices, which requires adaptation of the workplace, educational supplies and special methods and techniques. Children with cardiovascular diseases require a strict schedule with short periods of learning and rest, individual selection of motor and respiratory exercises and their individual intensity and duration. Children with nervous system disorders require a comprehensive rehabilitation program, depending on the dominant disability during a certain period of time; and for children with gastrointestinal disorders, special requirements are imposed on the choice of time for classes.
Key words: logopedics, speech disorders, children with speech disorders, maxillofacial pathology, rhinolalia, congenital cleft palate, rehabilitation of rhinolalia, logopedic work, multiple developmental disorders, comorbidities, personalized approach, differential rehabilitation, speech therapy

Для цитирования:

Обухова, Н. В. Особенности речевой терапии у детей с расщелиной неба и множественными пороками развития / Н. В. Обухова, С. И. Блохина, Ю. С. Рогожина. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2024. – №4. – С. 47-59.

For citation

Obukhova, N. V., Blokhina, S. I., Rogozhina, Yu. S. (2024). A Study of Speech Therapy for Children with Cleft Palate and Multiple Developmental Discorders // Special Education. – 2024. – №4. – P. 47-59.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.