Рубрика: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматриваются исторические предпосылки и тенденции, которые способствовали становлению инклюзивного образования на полуострове Крым, а также предпринимается попытка установить причинно-следственные связи между историческими событиями, политическими реформами и общественным движением на разных исторических этапах (в частности, вторая половина XX — начало XXI в.), которые напрямую либо косвенно повлияли на возможность интеграции и, в последующем, развитие инклюзивного образования в Крыму. Проведен анализ архивных документов советского периода, периодической и книжной базы данных конца XX — начала XXI в., сборников научных крымских конференций, официальных сайтов крымских государственных учреждений и общественных организаций (вплоть до 2024 года). На основе вышеобозначенного материала, теоретического анализа условно выделены три исторических этапа, в рамках которых рассматривается проблема становления инклюзивного образования в Крыму (советский, украинский, российский). Результатом исследования является история трансформации сегрегированного интернатного (преимущественно для полуострова Крым) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивную форму обучения. Материал проведенного нами исследования может быть использован в рамках чтения курсов по истории педагогики, истории специального образования в Крыму, истории инклюзивного образования в Крыму и как дополнение многих других курсов. Также результаты исследования позволят наиболее полно оценить перспективы развития инклюзивного образования на полуострове.
Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная образовательная среда, сегрегация, школы-интернаты, общественные организации, Крым, ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, исторические события, исторические этапы
Abstract: The article deals with the historical prerequisites, trends and tendencies that contributed to the implementation of inclusive education in Crimea and attempts to establish cause-and-effect relationships between historical events, political reforms and social movements at different historical stages (in particular, the second half of the 20th century — early 21st century), which directly or indirectly affected the possibility of integration and, subsequently, the development of inclusive education on the peninsula. The study analyzes archival documents of the Soviet period, periodical and book databases of the late 20th — early 21st century, collections of articles of scientific Crimean conferences, official websites of Crimean state institutions and public organizations (up to 2024). Based on the above-mentioned theoretical analysis, three historical stages, within which the problem of implementation of inclusive education in the Republic of Crimea is considered (Soviet, Ukrainian, Russian), are conditionally identified. As a result of the study, the article highlights the history of transformation of segregated residential (mainly for Crimea) education of children with disabilities into an inclusive form of education. This material can be used in the teaching practice of such disciplines as “Psychological and pedagogical foundations of inclusive education of children with disabilities”, “History of pedagogy”, “History of Logopedics”, “History of Olygophrenopedagogy” (regional component), “History of Special Education in Crimea”, and others. The research results can also help adequately assess the prospects for the development of inclusive education in Crimea.
Key words: inclusive education, inclusive educational environment, segregation, residential schools, public organizations, Crimea, disabilities, children with disabilities, historical events, historical stages

Для цитирования:

Гордиенко, Т. П. Исторический аспект становления инклюзивного образования в Крыму / Т. П. Гордиенко, А. А. Завьялова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2024. – №4. – С. 190-202.

For citation

Gordienko, T. P., Zav'yalova, A. A. (2024). A Historical Aspect of the Implementation of Inclusive Education in Crimea // Special Education. – 2024. – №4. – P. 190-202.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.