Рубрика: ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье приводится анализ результатов изучения процессов межличностных взаимодействий дошкольников с нормальным речевым развитием и с тяжелыми нарушениями речи, посещающих группы комбинированной направленности, находящихся в условиях инклюзивной образовательной среды. Характеризуется стратегия организации образовательной деятельности с детьми в процессе создания и стимуляции значимых для их межличностного взаимодействия ситуаций на примере предметно-игровой деятельности с использованием классических и современных игрушек. Представлены выводы об особенностях межличностного взаимодействия детей с нормативным развитием и детей с тяжелыми нарушениями речи в группах комбинированной направленности, комфортного взаимодействия детей с нарушением речи в среде сверстников на основе выделения групп детей с коактивным и интерактивным типом деятельности. На основе полученных данных рассматриваются возможные перспективы взаимодействия детей с нормальным и нарушенным речевым развитием в группах комбинированной направленности. Предлагаются основные направления и пути педагогического воздействия по развитию и совершенствованию межличностного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в условиях специально сконструированных ситуаций, где в комплексе осуществляется предметно-игровая и речевая деятельность, а также развивается общение по содержанию детской деятельности. Обосновывается успешность межличностного взаимодействия дошкольников с нарушенным и нормальным речевым развитием, достигаемая совместной предметно-игровой деятельностью на значимом для детей игровом материале, реализуемой в процессе взаимного общения на эмоциональной основе. В статье подчеркивается, что при организации и стимуляции процесса межличностного взаимодействия детей с тяжелыми нарушениями речи необходимо учитывать их первичную языковую недостаточность. Содержание взаимодействия детей этой категории со сверстниками необходимо строить, формируя у них регуляторно-планирующую функцию речи, а также познавательные функции. Предложенные направления формирования межличностных взаимоотношений старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи со сверстниками в совместных предметно-игровых ситуациях с играми с классическими игрушками (матрешками) и современными игрушками (фиксиками) обеспечивают интегративный характер развития речевой деятельности на основе предметно-игрового взаимодействия.
Ключевые слова: дошкольная логопедия, нарушения речи, дети с нарушениями речи, дошкольники, детская речь, межличностные отношения, ТНР, тяжелые нарушения речи, межличностное взаимодействие, общение со сверстниками, совместная деятельность, предметно-игровая деятельность, группа комбинированной направленности, игрушки, социально-личностное развитие, познавательное развитие, общение детей, типы взаимодействия
Abstract: The article presents an analysis of the results of a study of the processes of interpersonal interaction between preschoolers with typical speech development and those with severe speech disorders attending combined groups in an inclusive educational environment. The article characterizes the strategy of organizing education with children in the process of creating and stimulating situations significant for their interpersonal interaction by the example of shared play with objects using classic and modern toys. The authors make conclusions about the specific features of interpersonal interaction between children with typical development and those with severe speech disorders in combined groups and about comfortable interaction of children with speech disorders among peers based on the formation of mixed groups of children with a co-active and interactive type of behavior. Based on the data obtained, the study considers possible prospects of interaction between children with typical speech development and those with developmental speech disorders in combined groups. The authors outline the main directions and ways of pedagogical intervention aimed to develop and improve interpersonal interaction of senior preschool children in specially designed situations in which playing with objects and speech activities are combined, and the communication on the content of children's activities is developed. The article substantiates the success of interpersonal interaction between preschoolers with typical speech development and those with speech disorders, achieved via shared play with objects based on the game material significant for the children, realized in the process of interpersonal communication on an emotional basis. The article emphasizes that when organizing and stimulating the process of interpersonal interaction of children with severe speech disorders, it is necessary to take into account their primary language disability. The content of the interaction of children of this category with their peers must be built, forming their regulatory-planning function of speech, as well as its cognitive functions. The suggested directions for the formation of interpersonal relationships between senior preschoolers with severe speech disorders and their peers during shared play with objects, such as classical toys (matryoshka dolls) and modern toys (fixies), ensure the integrative nature of the development of speech based on shared play with objects.
Key words: preschool logopedics, speech disorders, children with speech disorders, preschoolers, children’s speech, interpersonal relations, severe speech disorders, interpersonal interaction, communication with peers, shared activity, play with objects, combined group, toys, social-personal development, cognitive development, communication of children, types of interaction

Для цитирования:

Баряева, Л. Б. Межличностное взаимодействие детей с тяжелыми нарушениями речи со сверстниками в совместной предметно-игровой деятельности / Л. Б. Баряева, Л. В. Лопатина, Е. Б. Марущак, З. В. Масаева. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2024. – №3. – С. 182-198.

For citation

Baryaeva, L. B., Lopatina, L. V., Marushchak, E. B., Masaeva, Z. V. (2024). Interpersonal Interaction Between Children with Severe Speech Disorders and Their Typical Peers in Shared Play with Objects // Special Education. – 2024. – №3. – P. 182-198.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.