Архив журнала
Готовность будущих педагогов к ис-пользованию инклюзивных практик и возможности формирования инклюзив-ной культуры педагога
- 32
- Рубрика: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье проводится краткий анализ исследований, в которых рассматриваются вопросы формирования готовности будущих и действующих педагогов к осуществлению инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и понимания возможностей осуществления его практик в условиях адаптивной образовательной среды.
Представлен анализ реализации программы сопровождения будущих педагогов по изучению практического опыта работы Чеченского государственного педагогического университета. Описаны результаты анкетирования студентов педагогических профилей Чеченского государственного педагогического университета, включавшие вопросы, ответы на которые позволяют установить особенности понимания и перспективы включения студентов в инклюзивный образовательный процесс различных образовательных и социальных учреждений. Полученные в ходе исследования результаты позволили сделать следующие выводы: выявлены трудности, связанные с психолого-педагогическим взаимодействием в образовательном процессе в общем образовании педагогического состава из работников, не имеющих специального дефектологического образования, которым необходимо активизировать и разнообразить формы предметных блоков в образовательном процессе вуза с обеспечением формирования инклюзивной культуры будущих учителей. Раскрыта возможность разработки программы для формирования инклюзивной компетентности у будущих педагогов через проведение различных мероприятий.
Ключевые слова: педагогические вузы, студенты-педагоги, подготовка будущих педагогов, образовательный процесс, инклюзия, инклюзивное образование, инклюзивная культура, инклюзивная образовательная среда, ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, дети с ограниченными возможностями здоровья, анкетирование студентов, инклюзивные практики
Abstract: The article contains a brief analysis of research touching upon the issues of formation of the readiness of future and current teachers to realize inclusive education for children with disabilities and the ability of the pedagogues to see the ways of using its practices in an adaptive learning environment. The article analyzes the implementation of the program of support for future teachers in the study of the practical experience of Chechen State Pedagogical University. The authors describe the results of a survey of students of pedagogical profiles of Chechen State Pedagogical University, which included questions, the answers to which allowed establishing the peculiarities of understanding and the prospects for the inclusion of students in the inclusive educational process of various education and social institutions. The results of the study allow the authors to draw the following conclusions: the study has revealed difficulties associated with psycho-pedagogical interaction in the general education of the teaching staff consisting of pedagogues without special defectological education, who need to activate and diversify the forms of subject blocks in the education process of the university through the formation of the inclusive culture of future teachers. The article shows the possibility of developing a program for the formation of inclusive competence of future teachers through various activities.
Key words: pedagogical universities, students-future teachers, training future teachers, education process, inclusion, inclusive education, inclusive culture, inclusive education environment, disabilities, children with disabilities, student survey, inclusive practices
Для цитирования:
Газиева, М. З. Готовность будущих педагогов к использованию инклюзивных практик и возможности формирования инклюзивной культуры педагога / М. З. Газиева, Я. З. Газиева. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2024. – №3. – С. 199-213.
For citation
Gazieva, M. Z., Gazieva, Y. Z. (2024). The Readiness of Future Teachers to
Use Inclusive Practices and the Ways of Formination of Inclusive Culture of a Pedagogue // Special Education. – 2024. – №3. – P. 199-213.