Рубрика: ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Актуальность темы продиктована возрастающими требованиями к качеству образования и результатам учебной деятельности, которые, по большей части, транслируются посредством оценивания. Статья затрагивает проблему функциональных возможностей педагогического оценивания, а ее фокус обращен на «детей с трудностями в обучении». Целью изучения стало вскрытие особенностей оценочной деятельности педагогов по отношению к обучающимся с вариативной успеваемостью/неуспеваемостью. Перечень решенных задач включает: количественный срез объективности оценивания; изучение ожиданий педагогов от учебной деятельности первоклассников и второклассников; уточнение параметров, которые могут быть использованы в качестве ориентиров для достоверного оценивания и, как следствие, определения наличия у младшего школьника вариативных трудностей в обучении. Результаты исследования приводят к ряду выводов. Во-первых, неполнота в нормативно-правовом поле официального статуса «дети с трудностями в обучении», обусловливает нехватку конкретных знаний педагогов о современных школьниках данной группы, что находит отражение в оценивании. Во-вторых, нуждается в актуализации методическая основа педагогического оценивания с опорой на действующий тренд учета индивидуально-личностных качеств ребенка в образовательной траектории. В-третьих, выявлены и могут быть рекомендованы для достижения объективности оценивания маркеры: «понимание и соблюдение принципов и правил культуры русского языка», «продуктивность и качество усвоения нового учебного материала», возможность выполнения «универсальных учебных действий», «объем знаний учащегося и его применение в учебной деятельности», «внимание», «интерес к обучению», «способности к самообразованию» и «владение социокультурными компетенциями».
Ключевые слова: трудности обучения, педагоги, педагогическое оценивание, функциональные возможности оценивания, младшие школьники, начальная школа, учебная деятельность, качество образования
Abstract: The urgency of the topic is caused by the increasing demands for the quality of education and the results of educational activity, which are largely revealed through evaluation. The article addresses the issue of the functional potential of pedagogical evaluation, focusing on “children with learning difficulties”. The aim of the study is to discover the specific features of pedagogical evaluation of the work of students with different levels of academic standing. The list of the tasks achieved in the study includes: a quantitative cross-section of the objectivity of evaluation; a study of the teachers’ expectations from the learning of first and second graders; clarifying the parameters that can be used as standards for reliable evaluation and, consequently, diagnosing the presence of varying learning difficulties in junior schoolchildren. The research results lead to several conclusions. First, legal lacunas in the normative-regulatory interpretation of the official status of “children with learning difficulties” result in the lack of concrete knowledge of teachers about modern students of this category, which is reflected in evaluation. Second, there is a need to update the methodological foundation of pedagogical evaluation based on the current trend of considering the individual and personal qualities of the child in the educational trajectory. Third, the following markers for achieving evaluation objectivity have been formulated and can be recommended: “understanding and following the principles and rules of the Russian language culture”, “productivity and quality of acquisition of new learning material”, the ability to perform “universal learning actions”, “the volume of knowledge possessed by the student and its application in learning”, “attention”, “interest in learning”, “abilities for self-education”, and “possession of socio-cultural competences”.
Key words: learning difficulties, pedagogues, pedagogical evaluation, functional potential of evaluation, junior schoolchildren, primary school, learning, education quality

Для цитирования:

Мошнина, О. В. Функциональные возможности педагогического оценивания в выявлении обучающихся с трудностями в обучении / О. В. Мошнина. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2024. – №3. – С. 38-52.

For citation

Moshnina, O. V. (2024). Functional Potential of Pedagogical Evaluation in Identifying Students with Learning Difficulties // Special Education. – 2024. – №3. – P. 38-52.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.