Рубрика: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Цель исследования — выявление и оценка специфики эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми с задержкой психического развития, описание симптомов выгорания специалистов, реализующих инклюзивную практику, зависимости симптомов от стажа, образования и места реализации инклюзивной практики. В исследовании участвовали преподаватели общеобразовательных учреждений образования, реализующие инклюзивные образовательные практики (N = 79), проживающие на территории Московской, Ленинградской и Волгоградской области. Методики: «Опросник для выявления выгорания» (авторы — C. Maslach, C. E. Jackson), адаптированный Н. Е. Водопьяновой; шкала опросника «Трудности тьютора в реализации тьюторского сопровождения в условиях инклюзии» (Е. В. Самсонова, А. Ю. Шеманов и др.). Измерение внутренней надежности отдельных пунктов опросника проводилось с помощью коэффициента «альфа Кронбаха». Основные причины выгорания педагогов — индивидуальные психофизиологические свойства и высокое психоэмоциональное напряжение, связанное с организацией труда в инклюзивных условиях. Не меньшее значение имеет ориентация педагога на предметные результаты, а не личностное развитие обучающихся, недостаточная профессиональная подготовленность к работе с детьми и подростками с задержанным развитием в инклюзивных условиях. Иерархия симптомов психического выгорания у педагогов инклюзивной практики представлена, во-первых, выраженностью симптома эмоционального истощения; во-вторых, редукцией личностных достижений; деперсонализацией и находится в прямой зависимости от испытываемых ими личностных и объективных трудностей и профессиональных рисков
Ключевые слова: инклюзивная образовательная практика, инклюзивное образование, инклюзивная образовательная среда, ЗПР, задержка психического развития, дети с задержкой психического развития, педагоги, педагогическая деятельность, деперсонализация, эмоциональное выгорание, синдром эмоционального выгорания, психологическое здоровье, редукция личных достижений, эмоциональное истощение
Abstract: The aim of the study is to identify and evaluate the specificity of emotional burnout of teachers working with children with disorders of psychological development, describing the symptoms of burnout in specialists implementing inclusive practice, the dependence of symptoms on the length of service, education and place of realization of inclusive practice. The study involved teachers of general education institutions that implement inclusive educational practices (N=79), living in Moscow, Leningrad and Volgograd regions. The methods and testing techniques include the following: “Questionnaire for identifying burnout” (authors C. Maslach & C.E. Jackson), adapted by N.E. Vodopyanova; Questionnaire scale “Tutor’s difficulties in realizing tutor support in the situation of inclusion” (by E.V. Samsonova, A.Yu. Shemanov, etc.). The evaluation of the reliability of individual items of the questionnaire was carried out using the Cronbach's Alpha coefficient. The main causes of teacher burnout include individual psycho-physiological properties and high psycho-emotional stress associated with the organization of work in inclusive education institutions. Of no less importance is the teacher's orientation towards academic results in the discipline, rather than the personal development of students, and insufficient professional training to work with children and adolescents with disorders of psychological development in inclusive institutions. The hierarchy of the symptoms of mental burnout among teachers of inclusive educational practice is represented, firstly, by the level of manifestation of the symptom of emotional exhaustion; secondly, by the reduction of personal achievements; by depersonalization. It is directly dependent on the personal and objective difficulties and the professional risks they experience
Key words: inclusive education practice, inclusive education, inclusive educational environment, DPD, disorders of psychological development, children with disorders of psychological development, pedagogues, pedagogical activity, depersonalization, emotional burnout, emotional burnout syndrome, psychological health, reduction of personal achievements, emotional exhaustion

Для цитирования:

Лапп, Е. А. Специфика эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми с ЗПР в условиях инклюзивной образовательной практики / Е. А. Лапп, Ю. А. Быстрова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2024. – №2. – С. 129-146.

For citation

Lapp, E. A., Bystrova, Yu. A. (2024). The Specificity of Emotional Burnout of Teachers Working with Children with Disorders of Psychological Development in the Situation of Inclusive Education // Special Education. – 2024. – №2. – P. 129-146.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.