Вам может быть интересно:
Архив журнала
СПЕЦИФИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ С ЗПР В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
- 202
- Рубрика: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Цель исследования —
выявление и оценка специфики эмоционального выгорания педагогов,
работающих с детьми с задержкой
психического развития, описание
симптомов выгорания специалистов,
реализующих инклюзивную практику, зависимости симптомов от стажа,
образования и места реализации инклюзивной практики. В исследовании
участвовали преподаватели общеобразовательных учреждений образования, реализующие инклюзивные образовательные практики (N = 79), проживающие на территории Московской, Ленинградской и Волгоградской области. Методики: «Опросник
для выявления выгорания» (авторы —
C. Maslach, C. E. Jackson), адаптированный Н. Е. Водопьяновой; шкала
опросника «Трудности тьютора в
реализации тьюторского сопровождения в условиях инклюзии» (Е. В. Самсонова, А. Ю. Шеманов и др.). Измерение внутренней надежности отдельных пунктов опросника проводилось с помощью коэффициента
«альфа Кронбаха». Основные причины выгорания педагогов — индивидуальные психофизиологические
свойства и высокое психоэмоциональное напряжение, связанное с
организацией труда в инклюзивных
условиях. Не меньшее значение имеет ориентация педагога на предметные результаты, а не личностное
развитие обучающихся, недостаточная профессиональная подготовленность к работе с детьми и подростками с задержанным развитием в
инклюзивных условиях. Иерархия
симптомов психического выгорания
у педагогов инклюзивной практики
представлена, во-первых, выраженностью симптома эмоционального
истощения; во-вторых, редукцией
личностных достижений; деперсонализацией и находится в прямой зависимости от испытываемых ими личностных и объективных трудностей
и профессиональных рисков
Ключевые слова: инклюзивная
образовательная практика, инклюзивное образование, инклюзивная образовательная среда, ЗПР, задержка
психического развития, дети с задержкой психического развития, педагоги, педагогическая деятельность,
деперсонализация, эмоциональное выгорание, синдром эмоционального
выгорания, психологическое здоровье, редукция личных достижений,
эмоциональное истощение
Abstract: The aim of the study is to
identify and evaluate the specificity of
emotional burnout of teachers working
with children with disorders of psychological development, describing the
symptoms of burnout in specialists implementing inclusive practice, the dependence of symptoms on the length of
service, education and place of realization of inclusive practice. The study
involved teachers of general education
institutions that implement inclusive
educational practices (N=79), living in
Moscow, Leningrad and Volgograd regions. The methods and testing techniques include the following: “Questionnaire for identifying burnout” (authors C. Maslach & C.E. Jackson),
adapted by N.E. Vodopyanova; Questionnaire scale “Tutor’s difficulties in
realizing tutor support in the situation of
inclusion” (by E.V. Samsonova, A.Yu. Shemanov, etc.). The evaluation of the reliability of individual items of the questionnaire was carried out using the
Cronbach's Alpha coefficient. The main
causes of teacher burnout include individual psycho-physiological properties
and high psycho-emotional stress associated with the organization of work in
inclusive education institutions. Of no
less importance is the teacher's orientation towards academic results in the
discipline, rather than the personal development of students, and insufficient
professional training to work with children and adolescents with disorders of
psychological development in inclusive
institutions. The hierarchy of the symptoms of mental burnout among teachers
of inclusive educational practice is represented, firstly, by the level of manifestation of the symptom of emotional exhaustion; secondly, by the reduction of
personal achievements; by depersonalization. It is directly dependent on the
personal and objective difficulties and
the professional risks they experience
Key words: inclusive education practice, inclusive education, inclusive educational environment, DPD, disorders of
psychological development, children
with disorders of psychological development, pedagogues, pedagogical activity, depersonalization, emotional burnout, emotional burnout syndrome, psychological health, reduction of personal
achievements, emotional exhaustion
Для цитирования:
Лапп, Е. А. Специфика эмоционального выгорания педагогов,
работающих с детьми с ЗПР в условиях
инклюзивной образовательной практики /
Е. А. Лапп, Ю. А. Быстрова. — Текст :
непосредственный // Специальное образование. – 2024. – №2. – С. 129-146.
For citation
Lapp, E. A., Bystrova, Yu. A.
(2024). The Specificity of Emotional Burnout
of Teachers Working with Children with
Disorders of Psychological Development in
the Situation of Inclusive Education // Special Education. – 2024. – №2. – P. 129-146.