Рубрика: ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлены результаты исследования значимости навыков жизненной компетенции старших дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) для их родителей и педагогов. Методологической основой исследования послужили положение о формировании сферы жизненной компетенции как обязательном содержании образования обучающихся ОВЗ на всех его уровнях (Н. Н. Малофеев, О. И. Кукушкина), научно-методический подход к определению особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР (Н. В. Бабкина, И. А. Коробейников, Е. Л. Инденбаум). В качестве основного метода исследования использовался опрос. Анкета включала пять основных областей сферы жизненной компетенции: развитие у ребенка адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; овладение навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации; осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей. В опросе приняло участие 30 родителей старших дошкольников с ЗПР и 30 сотрудников дошкольных образовательных организаций. На основе проведенного анализа, обобщения и систематизации данных эмпирического исследования делается вывод о том, что представления о значимости навыков жизненной компетенции у родителей и педагогов существенно различаются. Выделяются навыки, представляющие наибольшую значимость для педагогов и родителей. Анализируются причины сходства и расхождения в представлениях у родителей и педагогов. Результаты исследования могут быть использованы при проектировании специального раздела программы коррекционной работы и подготовке рекомендаций для родителей
Ключевые слова: ЗПР, дети с задержкой психического развития, задержка психического развития, дошкольники, жизненные компетенции, навыки жизненной компетенции, взаимодействие педагогов и родителей, педагоги, родители
Abstract: The article presents the results of a study of the importance of life competencies of senior preschoolers with disorders of psychological development (DPD) for their parents and teachers. The methodology of the study is based on the idea about the formation of the sphere of life competencies as a mandatory constituent of education of students with disabilities at all levels (N. N. Malofeev, O. I. Kukushkina) and the scientific-methodological approach to determining the special educational needs of students with disorders of psychological development (N. V. Babkina, I. A. Korobeynikov, E. L. Indenbaum). Survey was used as the main research method. The questionnaire included five main areas of life competencies: the development of a child’s adequate ideas about their own capabilities and limitations; acquisition of social and daily living skills used in everyday life; acquisition of communication skills; differentiation and comprehension of the worldview and its temporal-spatial organization; understanding of one’s social environment and assimilation of the age-appropriate system of values and social roles. 30 parents of preschool children with disorders of psychological development and 30 employees of preschool education institutions took part in the survey. Based on the analysis, generalization and systematization of the empirical research data, it is concluded that ideas about the importance of life competencies among parents and teachers differ radically. The article identifies the competencies that are of greatest importance for teachers and parents. The author analyzes the reasons for the similarities and differences in the views of parents and teachers. The results of the study can be used while designing a special section of the program of rehabilitation work and preparing recommendations for the parents of such children
Key words: DPD, children with disorders of psychological development, disorders of psychological development, preschoolers, life competencies, daily living skills, interaction between teachers and parents, teachers, parents

Для цитирования:

Акулина, А. В. Сравнение значимости навыков жизненной компетенции дошкольников с задержкой психического развития для родителей и педагогов / А. В. Акулина. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2024. – №2. – С. 147-160.

For citation

Akulina, A. V. (2024). Comparison of the Importance of Life Competencies of Preschoolers with Disorders of Psychological Development for Parents and Teachers // Special Education. – 2024. – №2. – P. 147-160.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.