Вам может быть интересно:
Архив журнала
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
- 268
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена
проблеме социально-педагогического
сопровождения семьи ребенка с ОВЗ
в образовательном процессе адаптивной школы. Целью исследования
является обоснование и апробация
социально-педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ на основе деятельностного и аксиологического подходов. Предметом исследования выступает стратегия социально-педагогического сопровождения.
Для достижения цели исследования и
решения поставленных задач мы использовали теоретические (контентанализ, сравнительно-сопоставительный
анализ, классификация), эмпирические (опрос, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент)
и статистические (качественный и
количественный анализ, интерпретация результатов исследования) методы. Проанализирована современная ситуация в стране, которая показывает рост числа лиц с ОВЗ, необходимость повышения их жизненных
компетенций и оптимизации взаимоотношений образовательных организаций и семьи ребенка с ОВЗ. Изучены и обобщены запросы современных
родителей, показывающие важность
социализации ребенка с ОВЗ. С целью решения указанных проблем
была разработана и апробирована
стратегия сопровождения семьи ребенка с ОВЗ. В результате проведения
эксперимента количество семей с
высоким уровнем проявления оптимальной семейной позиции значительно увеличилось, что является
благоприятным условием для формирования жизненных компетенций
ребенка с ОВЗ. Таким образом, мы
доказали результативность стратегии
социально-педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ в образовательном процессе адаптивных
школ. Полученные в исследовании
результаты можно использовать в
процессе обучения студентов в педагогических образовательных учреждениях, переподготовки специалистов, повышения квалификации педагогических кадров, а также при проведении исследований, связанных с
изучением проблем поддержки и сопровождения семьи, формирования
оптимальной семейной позиции и
жизненных компетенций ребенка
Ключевые слова: социально-педагогическое сопровождение, семьи
детей с ОВЗ, адаптивные школы, оптимальная семейная позиция, жизненные компетенции, семейное воспитание, родители, ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, дети с ограниченными возможностями здоровья,
детско-родительские отношения
Abstract: The article deals with the
problem of socio-pedagogical support
for the family of a child with disabilities
in the education process of an adaptive
school. The aim of the study is to substantiate and test the socio-pedagogical
support for the family of a child with
disabilities on the basis of the activitycentered and axiological approaches.
The strategy of socio-pedagogical support is the object of the study. To
achieve the research aim and to solve the
tasks set, the author uses theoretical
(content analysis, comparative analysis,
classification), empirical (survey, observation, questionnaire, pedagogical experiment) and statistical (qualitative and
quantitative analysis, interpretation of
research results) methods. The study
analyzes the current situation in the
country, which shows an increase in the
number of people with disabilities, the
need to improve their life competencies and optimize the relationship between
education institutions and the family of
the child with disabilities. The needs of
the modern parents demonstrating the
importance of socialization of the child
with disabilities have been studied and
generalized. In order to solve these problems, a strategy of support for the family
of the child with disabilities has been
developed and tested. As a result of the
experiment, the number of families with
a high level of manifestation of the optimal family position has increased significantly, which creates favorable conditions for the formation of life competencies of a child with disabilities. Thus,
the author has proved the effectiveness
of the strategy of socio-pedagogical
support for the family of the child with
disabilities in the education process of
adaptive schools. The research results
obtained in the course of the study can
be used in the process of teaching students in pedagogical education institutions, retraining of specialists, advanced
training of the teaching staff, as well as
in conducting research related to the
study of problems of family support and
assistance, the formation of an optimal
family position and life competencies of
the child
Key words: socio-pedagogical support, families of children with disabilities, adaptive schools, optimal family
position, life competencies, family education, parents, SEND, disabilities, children with disabilities, child-parent relations
Для цитирования:
Круглова, Е. Е. Стратегия социально-педагогического сопровождения семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Е. Е. Круглова. — Текст :
непосредственный // Специальное образование. – 2023. – №3. – С. 108-121.
For citation
Kruglova, E. E. (2023). A Strategy of Socio-pedagogical Support for the
Family of a Child with Disabilities // Special Education. – 2023. – №3. – P. 108-121.