Рубрика: СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ РАЗВИТИЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматривается проблема организации эффективного взаимодействия педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), актуальность которой обусловлена тем, что большинство педагогов работают в рамках традиционных методов и форм взаимодействия с ближайшим окружением обучающихся указанной категории, без учета типологических особенностей и возможностей семьи, в то время как именно родители должны стать активными участниками коррекционноразвивающего процесса. Акцентируется внимание на ресурсах семьи, связанных с цифровизацией образования и необходимостью повышения психологопедагогических компетенций родителей, в том числе в области информационно-коммуникативных технологий. Целью настоящего исследования стало определение трудностей родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, их психолого-педагогических компетенций, описание типологических особенностей групп родителей и в соответствии с ними представление наиболее эффективных форм взаимодействия «родитель— педагог». Приводятся результаты анкетирования 112 родителей детей с ОВЗ, анализ которых позволил выделить 4 группы родителей: родители с низким уровнем мотивационной готовности к занятиям с ребенком в домашних условиях; с недостаточным уровнем сформированности психолого-педагогических компетенций; родители, готовые к эффективному сотрудничеству с педагогами; родители, испытывающие трудности использования информационно-коммуникативных технологий. Для каждой из указанных групп родителей определены приоритетные формы взаимодействия: индивидуальное консультирование и сопровождение; сочетание традиционных форм работы в виде тетрадей для домашних заданий с визуализацией конкретных упражнений с помощью информационно-коммуникативных технологий; дистанционные формы взаимодействия и личные, индивидуальные консультации специалистов; групповые консультации, открытые занятия, мастер-классы и т. д. Статья предназначена для педагогов системы специального и инклюзивного образования и обучающихся по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование»
Ключевые слова: взаимодействие педагогов и родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, педагоги, родители, работа с родителями, сопровождение семьи, педагогическое взаимодействие
Abstract: The article looks at the issue of organizing effective interaction between teachers and parents of children with disabilities, the urgency of which is attributed to the fact that most teachers work within the framework of traditional methods and forms of interaction with the immediate environment of the students of this category, without taking into account the typological features and family potential, while it is the parents who should become active participants of the rehabilitation-educational process. Attention is focused on the family resources related to the digitalization of education and the need to improve the psycho-pedagogical competences of the parents, and specifically those in the field of information and communication technologies. The aim of this study is to reveal the difficulties of the parents raising children with disabilities and their psychopedagogical competences and to describe the typological features of groups of parents and, in accordance with them, to present the most effective forms of parent-teacher interaction. The results of a survey of 112 parents of children with disabilities presented in the paper allow the authors to identify 4 groups of parents: parents with a low level of motivational readiness to educate a child at home; with an insufficient level of psycho-pedagogical competences; parents ready for effective cooperation with the teachers; parents who have difficulties using information and communication technologies. Priority forms of interaction have been worked out for each of these groups of parents: individual consulting and support; combination of traditional forms of work in the form of homework notebooks with visualization of specific exercises using information and communication technologies; remote forms of interaction and personal individual consultations of specialists; group consultations, demo classes, master classes, etc. The article is addressed to the teachers of the system of special and inclusive education and to the students in the field of training “Special (Defectological) Education”
Key words: interaction between teachers and parents, children with disabilities, SEND, disabilities, teachers, parents, work with parents, family support, pedagogical interaction

Для цитирования:

Каракулова, Е. В. Организация эффективного взаимодействия педагогов и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Каракулова, С. Н. Бездетко, Н. А. Конева, Н. В. Обухова, Е. А. Мурашев. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2023. – №3. – С. 94-107.

For citation

Karakulova, E. V., Bezdetko, S. N., Koneva, N. A., Obukhova, N. V., Murasheva, E. A. (2023). Organization of Effective Interaction between Teachers and the Family of a Child with Disabilities // Special Education. – 2023. – №3. – P. 94-107.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.