Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье раскрываются особенности профессионального образа логопеда. Одной из значимых характеристик его профессионализма является качество речи. Соблюдение кодифицированных норм и полного стиля произношения в профессиональной речи логопеда является необходимым условием применения логопедических технологий. В статье приводятся результаты проведенного исследования, направленного на изучение значимости качества речи логопеда для родителей, осуществляется анализ мнений представителей логопедического сообщества о заявленной проблеме. Авторы анализируют состояние речи будущих логопедов — студентов дефектологического факультета. Отмечается, что у части исследуемой группы студентов языковая рефлексия находится на низком уровне. Такие студенты не замечали дефектов речи, общую невнятность и неразборчивость в своих устных высказываниях или при чтении вслух. В статье делается вывод о том, что наблюдается снижение значимости качества речи логопеда, как для родителей, так и для определенной части практикующих логопедов. Наличие или отсутствие нарушений речи не является определяющим фактором для выбора профиля обучения будущими логопедами. Авторы видят выход из создавшейся ситуации в целенаправленной информационно-просветительской работе среди заинтересованной части общественности по продвижению образа логопеда как пользователя эталонной речи. Проведение профориентационных мероприятий с будущими студентами, обсуждение особых требований к речи логопеда необходимо для осознанного выбора профессии
Ключевые слова: логопедия, учителя-логопеды, нарушения речи, дети с нарушениями речи, речевые нарушения, логопедическая работа, дикция, техника речи, профессиональная речь, речевая деятельность, студенты, подготовка логопедов, родительское сообщество, высшие учебные заведения
Abstract: The article explores the professional image of a logopedist. The logopedist’s speaking proficiency is a major characteristic of their professional competence. Observation of the codified rules and careful pronunciation of words in professional language are the necessary conditions for successful application of logopedic intervention techniques. The article presents the results of a study aimed at exploration of the logopedist’s speaking proficiency significance for the parents and analyzes the views of the representatives of the logopedic community on the problem under consideration. The authors study the level of speaking proficiency of the future logopedists, students of the Defectological Faculty. It has been found that the linguistic reflection of some of them is at a low level. Such students use careless speech and slurred and unclear articulation in their utterances or while reading aloud. The article concludes that the value of the logopedist’s speaking proficiency has decreased both for parents and for a certain part of practicing specialists. The presence or absence of a speech disorder is not a decisive factor for the choice of the study program by the future logopedist. As a way out of this situation, the authors suggest providing the public concerned with information about the speaking proficiency as a necessary feature of the logopedist’s professional image. Organization of career guidance activities devoted to the special requirements for logopedists’ oral speech with future students is essential for a conscious choice of profession
Key words: logopedics, teacherslogopedists, speech disorders, children with speech disorders, speech impairments, logopedic work, diction, pronunciation skills, professional speech, speech, students, training of logopedists, parent community, higher education institutions

Для цитирования:

Алмазова, А. А. Речь логопеда как характеристика его профессионального образа / А. А. Алмазова, А. В. Лагутина, М. М. Любимова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2023. – №3. – С. 122-140.

For citation

Almazova, A. A., Lagutina, A. V., Lyubimova, М. М. (2023). Logopedist’s Style of Speaking as a Characteristic of Their Professional Image // Special Education. – 2023. – №3. – P. 122-140.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.