Файл статьи: PDF
Аннотация: Дети с множественными нарушениями развития имеют многообразные сочетания первичных нарушений и составляют значительную в количественном отношении группу. Одним из нерешенных остается вопрос профессиональной подготовки специалистов к работе с детьми данной категории. Цель исследования — анализ уровня личностной, профессиональной и специальной подготовки студентов-дефектологов к работе с детьми с множественными нарушениями; обоснование необходимости разработки и внедрения специального практикума по профессиональной подготовке студентов. Методы исследования: изучение психологической и педагогической литературы; количественный и качественный анализ результатов анкетирования обучающихся, устная беседа. Анализ полученных результатов исследования показал, что более низкие показатели готовности студентов и магистрантов к работе с детьми с множественными нарушениями были выявлены в деятельностном (практическом) компоненте профессиональной готовности обучающихся. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о необходимости включения в учебные планы подготовки студентов-дефектологов дополнительных дисциплин, направленных на практическую подготовку студентов и магистрантов к научнометодической и практической работе с детьми, имеющими различные сочетания первичных нарушений. Результаты исследования могут быть использованы при разработке учебных планов, рабочих программ учебных дисциплин и практик, ориентированных на подготовку студентов к работе с детьми с множественными нарушениями, а также при проектировании программ повышения квалификации и переподготовки специалистов
Ключевые слова: множественные нарушения развития, дети со множественными нарушениями развития, профессиональная готовность, компоненты профессиональной готовности, деятельностный компонент, практико-ориентированный подход, образовательные технологии, студенты, высшие учебные заведения, образовательный процесс
Abstract: Children with multiple developmental disorders have various combinations of primary disabilities and make up a numerous group. One of the critically unresolved problems is the issue of professional training of specialists for work with children of this category. The purpose of the study is to analyze the level of the personal, professional and special training of studentsdefectologists for work with children with multiple developmental disorders and to formulate the need to develop and conduct special professional training workshops for the students. The research methods include overview of the psychological and pedagogical literature; quantitative and qualitative analysis of the results of student surveys; oral discussions. The analysis of the results of the study shows that the lowest indicators of the preparation of the bachelor’s and master’s degree students for work with children with multiple disabilities have been found in the activity-centered (practical) component of the professional readiness of the students. The results of this research allow concluding that it is necessary to include in the curricula additional disciplines, aimed at the practical training of bachelor’s and master’s degree students for scientific, methodological and practical work with children with various combinations of primary disabilities. The results of the study can be used in the development of curricula of academic disciplines and practices focused on preparing students for work with children with multiple disabilities and in the design of programs for professional development and retraining of specialists
Key words: multiple developmental disorders, children with multiple developmental disorders, professional readiness, components of professional readiness, activity-centered component, practice-oriented approach, teaching techniques, students, higher education institutions, education process

Для цитирования:

Головчиц, Л. А. Практико-ориентированный подход в подготовке студентов к работе с детьми с множественными нарушениями развития / Л. А. Головчиц, М. В. Жигорева, М. В. Переверзева. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2023. – №3. – С. 141-154.

For citation

Golovchits L. A., Zhigoreva M. V., Pereverzeva M. V. (2023). Practice-oriented Approach in Preparing Students for Work with Children with Multiple Developmental Disorders // Special Education. – 2023. – №3. – P. 141-154.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.