Рубрика: УЧЕНЫЕ — ПРАКТИКАМ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлено основное содержание подготовленного для III Всероссийского съезда дефектологов доклада, посвященного обсуждению одного из наиболее важных вопросов современного специального образования: необходимости доработки, апробации и внедрения в практику профессионального стандарта «Педагог-дефектолог», формулирующего на федеральном уровне характеристики трудовых функций и профессиональных действий специальных педагогов, реализующих обучение, формирование положительных личностных качеств; развитие, ослабление и преодоление существующих нарушений у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях систем просвещения, охраны здоровья и социальной защиты населения. В статье в соответствии с современными социокультурными условиями и включением в единый общеобразовательный процесс обучающихся, ранее считавшихся неуспешными в образовательной деятельности, обосновывается необходимость проработки вопросов целесообразности внесения дополнений в обобщенные трудовые функции педагога-дефектолога и изменений в номенклатуру должностей педагогических работников, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678, в наименования педагогов-дефектологов. В статье представлены результаты исследований, проведенные ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» в рамках государственного контракта № 0195100000315000059-0440942-01 на выполнение работ по разработке профессионального стандарта педагога-дефектолога (учителя-логопеда, сурдопедагога, олигофренопедагога, тифлопедагога) в рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 487-р.
Ключевые слова: профессиональные стандарты; дети с ограниченными возможностями здоровья; ОВЗ; ограниченные возможности здоровья; педагоги-дефектологи; профессиональная деятельность; направления работы.
Abstract: The article highlights the basic content of a report written for the Third All-Russian Congress of Defectologists, devoted to the discussion of one of the most important issues of modern special education: the need to improve, test and implement in practice the professional standard “Pedagogue-defectologist”, formulating the characteristics of professional functions and actions of special pedagogues on the Federal level. Special pedagogues should be able to form positive personal traits while teaching and to develop, reduce and overcome disabilities in the pupils with special educational needs in institutions of the system of education, health protection and social security of the population. In line with the modern sociocultural conditions and inclusion of pupils previously considered poor learners in the uniform general education process, the article substantiates the need to continue work on the questions of additions and amendments in the general list of professional functions of pedagogue-defectologist and in the no-menclature of pedagogical specialties approved by the decision of the Gov-ernment of the Russian Federation of August 8, 2013, No 678. The article presents the results of the studies carried out by the Moscow State Pedagogical University within the framework of the State contract No 0195100000315 000059-0440942-01, presupposing work on elaboration of the text of the profes-sional standard of pedagogue-defec-tologist (teacher-logopedist, surdopeda-gogue, olygophrenopedagogue, and typhlopedagogue) in the course of reali-zation of the order of the Government of the Russian Federation of March 31, 2014, No 487-p.
Key words: professional standards; children with disabilities; disabilities; pedagogues-defectologists; professional activity; areas of activity.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.