Архив журнала
Нормы усвоения грамматических категорий мальчиками и девочками раннего возраста (по данным Макартуровского опросника)
- 434
- Рубрика: КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ СЕМЕЙ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена морфологическим нормам развития речи детей раннего возраста. Актуальность темы обусловлена необходимостью знания норм для объективной диагностики и дальнейшей коррекционной работы. В исследовании использована стандартизированная шкала — Макартуровский опросник, заполняемый родителями. Русская версия американских опросников разработана группой авторов (М. Б. Елисеева, Е. А. Вершинина, В. Л. Рыскина, С. Н. Цейтлин). Исследование проводилось с 2000 по 2012 год. В базу были введены данные из 1805 заполненных опросников типично (нормально) развивающихся детей от 8 до 36 мес. (903 мальчика и 902 девочки). Нормы речевого развития рассчитывались на основании распределений суммарных оценок по каждому раз-делу опросника с использованием процентилей, в частности медиан, а также на основании частот использования отдельных лингвистических категорий.
В настоящей статье впервые публикуются и анализируются полные нормативные данные развития морфологии в речи детей раннего возраста. Представлены гендерные нормы развития отдельных морфологических категорий существительного (падеж, число) и глагола (время, лицо). Рассчитанные нормы могут быть использованы для речевой диагностики детей как с нормативным развитием, так и с речевым дизонтогенезом.
Ключевые слова: речевая диагностика; Макартуровский опросник; ранний возраст; усвоение морфологии; падежи; существительные; глаголы; гендерные нормы; морфологическое развитие.
Abstract: The article is devoted to the morphological norms of speech devel-opment of children at an early age. The significance of the topic of the article can be attributed to the need to know the norms for objective assessment of chil-dren’s speech and prospects for its future rehabilitation. This article uses a standardized scale – The MacArthur Communicative Development Inventory, based on questionnaires filled in by the parents. The Russian MacArthur CDI was сreated by a group of authors: M. B. Eliseeva, E. A.Vershinina, V. L. Rys-kina, S. N. Ceytlin. The study was carried out from 2000 to 2012. The Russian version of the CDI included data from 1805 questionnaires about typically developing children aged 8 to 36 months (902 girls and 903 boys). The speech development norms were calculated on the basis of distribution of total scores in each section of the questionnaire using percentiles, and specifically medians, and on the frequency of uses of certain linguistic categories.
Complete normative data on the mor-phological development of speech of children at an early age are published and analyzed in this article for the first time. The authors present gender norms of the development of some morphological categories of the noun (case and number) and the verb (tense and person). The norms calculated can be used for speech diagnostics of both children with typical development and children with speech dysontogenesis.
Key words: speech diagnostics; MacArthur questionnaire; early age; acquisition of morphology; cases; nouns; verbs; gender norms; morphological development.