Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья раскрывает актуальные аспекты обеспечения доступной среды в профессиональных образовательных организациях для осуществления профессионального образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного среднего профессионального образования и профессионального обучения. Дается описание специализированной модели базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей развитие региональных систем инклюзивного профессионального образования. Дается характеристика особых образовательных потребностей лиц с разной патологией; представлен перечень оборудования для оснащения базовых профессиональных образовательных организаций специализированной модели с учетом потребностей и возможностей обучающихся каждой нозологической группы (лиц с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата). Особое внимание уделяется перечню оснащения лекционных аудиторий, кабинетов для практических занятий, учебных мастерских, библиотеки и иных помещений образовательной организации. Делается акцент на требования к организации доступности среды, специального оснащения профессиональной образовательной организации, подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем содержательным областям.
Ключевые слова: доступная образовательная среда; инклюзивное образование; инклюзия; инклюзивная образовательная среда; среднее профессиональное образование; студенты-инвалиды; ограниченные возможности здоровья; ОВЗ; специальные условия обучения.
Abstract: The article deals with urgent aspects of organization of accessible environment in vocational education institutions providing vocational education to persons with special educational needs and disabilities under the conditions of inclusive secondary vocational education. It describes a specialized model of basic vocational education institution, ensuring the development of regional systems of inclusive vocational education. The authors characterize special educational needs of persons with different disabilities and provide a list of equipment for basic special vocational education institutions, taking into account the needs and capabilities of students of each nosological group (persons with vision and hearing impairment, musculoskeletal disorders, etc.). Special attention is paid to the list of equipment of lecture halls, classrooms for practical learning, training workshops, a library and other premises of the education institution. Emphasis is placed on the requirements for the organization of accessible environment, special equipment of a professional education institution, selection of educational and didactic material that allows carrying out an effective learning process in all subject areas.
Key words: accessible educational environment; inclusive education; inclusion; inclusive educational environment, secondary vocational education; students with disabilities; disabilities; special conditions of learning.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.