Архив журнала
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ В СОВМЕСТНЫХ ЗАНЯТИЯХ РУЧНЫМ ТРУДОМ
- 515
- Рубрика: КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ИНВАЛИДНОСТЬЮ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье приводится
анализ результатов изучения процессов межличностных отношений дошкольников с нормальным речевым
развитием и с тяжелыми нарушениями речи, посещающих группы комбинированной направленности, находящихся в условиях инклюзивной
образовательной среды. Характеризуется стратегия организации образовательной деятельности с детьми в процессе создания и стимуляции значимых для их межличностного взаимодействия ситуаций на примере совместной предметно-практической деятельности детей, реализуемой в ходе
занятий ручным трудом с использованием заданий из игрового материала, предложенного в педагогической
системе Фридриха Фрёбеля.
Представлены выводы об особенностях межличностного взаимодействия детей на основе рисуночного теста «Два дома» (автор — Т. Д. Марциновская), значимого для изучения
особенностей общения детей с нормативным развитием и тяжелым нарушением речи в группах комбинированной направленности, комфортного взаимодействия детей с нарушением речи в среде сверстников.
На основе полученных данных рассматриваются возможные перспективы взаимодействия детей с нормальным и нарушенным речевым развитием в группах комбинированной направленности. Характеризуется взаимодействие детей в условиях предметно-практической деятельности с
использованием практических, наглядных и словесных методов. Предлагаются основные направления и
пути педагогического воздействия по
развитию и совершенствованию межличностного взаимодействия детей
старшего дошкольного возраста в
условиях специально сконструированных ситуаций, где в комплексе
осуществляется игровая и трудовая
деятельность и развивается общение
по содержанию детской деятельности.
Обосновывается успешность межличностного взаимодействия дошкольников с нарушенным и нормальным речевым развитием, достигаемая
совместной предметно-практической
деятельностью, реализуемой в процессе взаимного общения на эмоциональной основе.
В статье подчеркивается, что при
организации и стимуляции процесса
межличностного взаимодействия
детей с тяжелыми нарушениями речи
необходимо учитывать их первичную
языковую недостаточность. Содержание взаимодействия детей этой категории со сверстниками необходимо строить, формируя у них регуляторнопланирующую функцию речи, а также
познавательные функции. Предложенные направления формирования межличностных отношений старших дошкольников с тяжелыми нарушениями
речи со сверстниками в совместных
занятиях ручным трудом обеспечивают
интегративный характер развития речевой деятельности на основе предметнопрактического взаимодействия
Ключевые слова: дошкольная логопедия, дети с нарушениями речи,
тяжелые нарушения речи, ТНР, детская речь, дошкольники, межличностные отношения, межличностное
взаимодействие, нормативно развивающиеся дети, учебные группы комбинированной направленности, социометрическая методика, предметно-практическая деятельность, игровые задания, игровые занятия, ручной
труд, система Ф. Фрёбеля, общение
детей
Abstract: The article presents an
analysis of the results of studying the
processes of interpersonal relations between preschoolers with typical speech
development and those with severe
speech disorders attending combined
groups in an inclusive educational environment. The study characterizes the
strategy of organization of educational
activity with children in the process of
creating and stimulating situations significant for their interpersonal interaction by the example of joint objectoriented practical activity of children in
the course of an arts and crafts lesson
using tasks from the game-based material proposed in the pedagogical system of
Friedrich Froebel. The article presents the conclusions
about the specific features of interpersonal interaction of children based on
the drawing test “Two Houses” (the
author is T. D. Martsinovskaya), which
is significant for studying the specificity
of communication between typical children and those with severe speech impairment in combined groups and comfortable interaction of children with
speech impairment with their peers.
Based on the data obtained, the authors
consider possible prospects of interaction between children with typical development and those with speech disorders in combined inclusive groups. The
study characterizes interaction between
children in the context of object-oriented
practical activities using practical, visual
and verbal methods. It also outlines the
main directions and ways of pedagogical
intervention for the development and
improvement of interpersonal interaction of senior preschool children in specially designed situations where playing
and handicraft activities are carried out
in a complex, and communication on the
content of children's activity is enhanced. The article substantiates the
success of interpersonal interaction between typical preschoolers and those
with speech development disorders,
achieved by joint object-oriented practical activity realized in the process of
mutual communication on an emotional
basis.
The article emphasizes that while organizing and stimulating the process of
interpersonal interaction of children with severe speech disorders, it is necessary
to take into account their primary language disability. The content of interaction of children of this category with
their peers must be built by forming
their regulatory-planning and cognitive
functions of speech. The suggested directions of formation of interpersonal
relations between senior preschoolers
with severe speech disorders and their
peers at inclusive arts and crafts lessons
ensure the integrative nature of the development of speech activity based on
object-oriented practical interaction
Key words: preschool logopedics,
children with speech disorders, severe
speech disorders, children’s speech,
preschoolers, interpersonal relations,
interpersonal interaction, typically developing children, combined learning
groups, sociometric method, objectoriented practical activity , game-based
tasks, game-based classes, arts and
crafts, system of F. Froebel, children’s
communication
Для цитирования:
Баряева, Л. Б. Формирование межличностных отношений детей
с тяжелыми нарушениями речи со сверстниками в совместных занятиях ручным
трудом / Л. Б. Баряева, Л. В. Лопатина,
Е. Б. Марущак. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2024. – №2. – С. 5-19.
For citation
Baryaeva, L. B., Lopatina, L. V.,
Marushchak, E. B. (2024). Formation of
Interpersonal Relations Between Children
with Severe Speech Disorders and Their
Peers at Inclusive Arts and Crafts Lessons // Special Education. – 2024. – №2. – P. 5-19.