Архив журнала
РОЛЬ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ДИСГРАФИЕЙ
- 429
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы дисграфии, являющейся наиболее распространенным
нарушением письменной речи у обучающихся в начальной школе, которое закономерно влияет в дальнейшем на способность ребенка правильно и связно выражать свои мысли на письме. Обращается внимание
на то, что традиционные методы коррекции дисграфии оказываются малоэффективными. Характеризуется выдвигаемое автором статьи предположение, что требуется иной подход к
работе со школьниками с дисграфией,
в котором индивидуализация коррекционно-развивающей работы будет
заключаться не только в использовании различных приемов, в том числе
нейропсихологических, но и в учете
когнитивного стиля обучающегося,
определяющего индивидуальные
предпочтения, стратегии усвоения
информации и решения задач обучения, рассматривается роль когнитивных стилей в коррекции нарушений
письма и выдвигаются параметры,
значимые для основных направлений
успешной работы с обучающимися с
дисграфией.
В статье описываются результаты
исследования узкого и широкого диапазона эквивалентности, который
определяет возможности для решения
определенного объема задач. Представлены некоторые результаты исследования, позволяющие сделать
краткие выводы о полноте аналитикосинтетической деятельности учащегося, его умениях классифицировать,
выделять главное, о способности к
абстракции, произвольности или непроизвольности запоминания. Описаны результаты исследования на основе
методики изучения узости/широты
категории с использованием задания
«Подбор синонимов», адаптированной
для обучающихся четвертых классов.
В статье выдвигается предположение о том, что учет предпочтений и
стратегий мышления обучающихся
может стать основой создания подходящей и мотивирующей обучающих
среды, способствующей успешному
усвоению письменной речи и повышению их самооценки. Представлены
выводы о том, что когнитивные стили
могут играть значимую роль в эффективной коррекции нарушений письма
у обучающихся с дисграфией. В следующей статье предполагается проанализировать взаимообусловленность
когнитивного стиля и вида дисграфии
Ключевые слова: когнитивные
стили, логопедия, нарушения речи,
письменная речь, дисграфия, нарушения письма, письмо, начальная школа, младшие школьники, коррекционная работа, стратегии коррекционной работы, индивидуализация обучения,
интегративный подход, способы восприятия, обработка информации
Abstract: The article deals with the
problems of dysgraphia, which is the
most common writing disorder in primary school students, which naturally affects the child's ability to express their
thoughts correctly and coherently in
writing. Attention is drawn to the fact
that traditional methods of correcting
dysgraphia are ineffective. The author
characterizes the hypothesis put forward
in the article that a different approach is
required to work with schoolchildren
with dysgraphia, in which the individualization of rehabilitative and developmental work will consist not only in
using various techniques, including neuropsychological ones, but also in taking
into account the cognitive style of the
student, which determines individual
preferences, and strategies of assimilation of information and performing
learning tasks. The article considers the
role of cognitive styles in the rehabilitation of writing disorders and puts forward parameters that are significant for
the main areas of successful work with
students with dysgraphia.
The article describes the results of a
study of a narrow and wide range of
equivalence, which determines the opportunities for solving a certain amount
of problems. The author presents some
research results, which allow drawing
brief conclusions about the completeness of the analytical and synthetic activity of the student, their ability to classify and single out the main thing, about
the ability to abstraction, arbitrariness or
involuntary memorization. The results
of the study are described on the basis of
the method of studying the narrow/broad
nature of the category using the task
“Selection of synonyms” adapted for
fourth grade students.
The article suggests that taking into
account the preferences and thinking
strategies of students can become the
basis for creating a suitable and motivating learning environment that promotes
the successful acquisition of writing
skills and increases their self-esteem.
The author concludes that cognitive
styles can play a significant role in the
effective rehabilitation of writing disorders in students with dysgraphia. The
next article is planned to analyze the
interdependence between cognitive style
and type of dysgraphia
Key words: cognitive styles, logopedics, speech disorders, written speech,
dysgraphia, writing disorders, writing,
primary school, junior schoolchildren,
rehabilitation work, rehabilitation work
strategies, individualization of learning, integrative approach, methods of perception, procession of information
Для цитирования:
Яковлева, Н. Н. Роль
когнитивных стилей в коррекции нарушений письма у обучающихся с дисграфией /
Н. Н. Яковлева. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2024. – №2. – С. 52-62.
For citation
Yakovleva, N. N. (2024). The
Role of Cognitive Styles in the Rehabilitation
of Writing Disorders in Students with Dysgraphia // Special Education. – 2024. – №2. – P. 52-62.