Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы дисграфии, являющейся наиболее распространенным нарушением письменной речи у обучающихся в начальной школе, которое закономерно влияет в дальнейшем на способность ребенка правильно и связно выражать свои мысли на письме. Обращается внимание на то, что традиционные методы коррекции дисграфии оказываются малоэффективными. Характеризуется выдвигаемое автором статьи предположение, что требуется иной подход к работе со школьниками с дисграфией, в котором индивидуализация коррекционно-развивающей работы будет заключаться не только в использовании различных приемов, в том числе нейропсихологических, но и в учете когнитивного стиля обучающегося, определяющего индивидуальные предпочтения, стратегии усвоения информации и решения задач обучения, рассматривается роль когнитивных стилей в коррекции нарушений письма и выдвигаются параметры, значимые для основных направлений успешной работы с обучающимися с дисграфией. В статье описываются результаты исследования узкого и широкого диапазона эквивалентности, который определяет возможности для решения определенного объема задач. Представлены некоторые результаты исследования, позволяющие сделать краткие выводы о полноте аналитикосинтетической деятельности учащегося, его умениях классифицировать, выделять главное, о способности к абстракции, произвольности или непроизвольности запоминания. Описаны результаты исследования на основе методики изучения узости/широты категории с использованием задания «Подбор синонимов», адаптированной для обучающихся четвертых классов. В статье выдвигается предположение о том, что учет предпочтений и стратегий мышления обучающихся может стать основой создания подходящей и мотивирующей обучающих среды, способствующей успешному усвоению письменной речи и повышению их самооценки. Представлены выводы о том, что когнитивные стили могут играть значимую роль в эффективной коррекции нарушений письма у обучающихся с дисграфией. В следующей статье предполагается проанализировать взаимообусловленность когнитивного стиля и вида дисграфии
Ключевые слова: когнитивные стили, логопедия, нарушения речи, письменная речь, дисграфия, нарушения письма, письмо, начальная школа, младшие школьники, коррекционная работа, стратегии коррекционной работы, индивидуализация обучения, интегративный подход, способы восприятия, обработка информации
Abstract: The article deals with the problems of dysgraphia, which is the most common writing disorder in primary school students, which naturally affects the child's ability to express their thoughts correctly and coherently in writing. Attention is drawn to the fact that traditional methods of correcting dysgraphia are ineffective. The author characterizes the hypothesis put forward in the article that a different approach is required to work with schoolchildren with dysgraphia, in which the individualization of rehabilitative and developmental work will consist not only in using various techniques, including neuropsychological ones, but also in taking into account the cognitive style of the student, which determines individual preferences, and strategies of assimilation of information and performing learning tasks. The article considers the role of cognitive styles in the rehabilitation of writing disorders and puts forward parameters that are significant for the main areas of successful work with students with dysgraphia. The article describes the results of a study of a narrow and wide range of equivalence, which determines the opportunities for solving a certain amount of problems. The author presents some research results, which allow drawing brief conclusions about the completeness of the analytical and synthetic activity of the student, their ability to classify and single out the main thing, about the ability to abstraction, arbitrariness or involuntary memorization. The results of the study are described on the basis of the method of studying the narrow/broad nature of the category using the task “Selection of synonyms” adapted for fourth grade students. The article suggests that taking into account the preferences and thinking strategies of students can become the basis for creating a suitable and motivating learning environment that promotes the successful acquisition of writing skills and increases their self-esteem. The author concludes that cognitive styles can play a significant role in the effective rehabilitation of writing disorders in students with dysgraphia. The next article is planned to analyze the interdependence between cognitive style and type of dysgraphia
Key words: cognitive styles, logopedics, speech disorders, written speech, dysgraphia, writing disorders, writing, primary school, junior schoolchildren, rehabilitation work, rehabilitation work strategies, individualization of learning, integrative approach, methods of perception, procession of information

Для цитирования:

Яковлева, Н. Н. Роль когнитивных стилей в коррекции нарушений письма у обучающихся с дисграфией / Н. Н. Яковлева. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2024. – №2. – С. 52-62.

For citation

Yakovleva, N. N. (2024). The Role of Cognitive Styles in the Rehabilitation of Writing Disorders in Students with Dysgraphia // Special Education. – 2024. – №2. – P. 52-62.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.