Архив журнала
ПОСТРОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СО СЛЕПЫМИ И СЛАБОВИДЯЩИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ В СИНХРОННОМ ФОРМАТЕ
- 1177
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Ориентированность
современного как специального, так и
инклюзивного школьного образования на проектирование и реализацию
цифрового образовательного пространства обусловила необходимость
определения наиболее эффективных
способов взаимодействия в виртуальном пространстве со слепыми и слабовидящими детьми. Современная
тифлопедагогика обнаруживает работы, раскрывающие особенности применения ассистивных технологий при
обучении слепых детей, и практически не содержит исследований, иллюстрирующих особенности взаимодействия между участниками учебной
деятельности в условиях синхронного
формата. Цель статьи заключается в
обосновании и описании возможных
способов построения и реализации
образовательного процесса со слепыми и слабовидящими обучающимися
в синхронном формате. При работе
над публикацией применялись контент-анализ материалов научно-практических конференций; ретроспективный анализ работ, отвечающих проблематике исследования;
практические методы.
В статье обозначены условия, обеспечивающие синхронное взаимодействие между педагогом и слепыми и
слабовидящими детьми, предусматривающие работу на основе той же
самой учебной программы; индивидуализацию учебного процесса, организацию особого образовательного
пространства, алгоритмизацию деятельности, достаточный уровень информационной компетентности педагога, участие в работе родителей (законных представителей) обучающихся. Представленные материалы могут
найти свое применение у специалистов, родителей (законных представителей), детей с нарушениями зрения и всех заинтересованных данным
вопросом
Ключевые слова: тифлопедагогика, нарушения зрения, дети с нарушениями зрения, слепые дети, слабовидящие дети, педагоги, образовательный процесс, цифровизация образования, цифровые технологии, цифровая образовательная среда, ассистивные технологии, синхронное взаимодействие, виртуальное пространство
Abstract: The focus of modern special and inclusive school education on
the design and realization of digital educational space has led to the need to
search for the most effective ways of
interacting with blind and visually impaired children in virtual space. Modern
typhlopedagogy has works that reveal
the specific features of the use of assistive technologies in teaching blind children, and practically does not possess
studies illustrating the typical features of
interaction between the participants of
education activity in a synchronic format. The aim of the article is to substantiate and describe possible ways of organization and realization of the education process with blind and visually
impaired students in a synchronic format. When working on the publication,
the author used content analysis of materials of scientific and practical conferences; retrospective analysis of works
on the problems under investigation;
practical research methods. The article outlines the conditions that
ensure synchronic interaction between
the teacher and the blind and visually
impaired children, presupposing work
based on the same education program;
individualization of the education process; organization of a special education
space; algorithmization of activities; a
sufficient level of information competence of the teacher; and participation of
the parents (legal representatives) of the
students in the work. The materials presented in the article can be used by specialists, parents (legal representatives),
children with visual impairments, and all
those interested in this issue
Key words: typhlopedagogy, visual
impairments, children with visual impairments, blind children, visually impaired children, pedagogues, education
process, digitalization of education,
digital technologies, digital educational
space, assistive technologies, synchronic
interaction, virtual space
Для цитирования:
Полякова, Н. П. Построение образовательного процесса со
слепыми и слабовидящими обучающимися в синхронном формате / Н. П. Полякова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2024. – №1. – С. 49-63.
For citation
Polyakova, N. P. (2024). Organization of the education process with blind
and visually impaired students in a synchronic format // Special Education. – 2024. – №1. – P. 49-63.