Файл статьи: PDF
Аннотация: Ориентированность современного как специального, так и инклюзивного школьного образования на проектирование и реализацию цифрового образовательного пространства обусловила необходимость определения наиболее эффективных способов взаимодействия в виртуальном пространстве со слепыми и слабовидящими детьми. Современная тифлопедагогика обнаруживает работы, раскрывающие особенности применения ассистивных технологий при обучении слепых детей, и практически не содержит исследований, иллюстрирующих особенности взаимодействия между участниками учебной деятельности в условиях синхронного формата. Цель статьи заключается в обосновании и описании возможных способов построения и реализации образовательного процесса со слепыми и слабовидящими обучающимися в синхронном формате. При работе над публикацией применялись контент-анализ материалов научно-практических конференций; ретроспективный анализ работ, отвечающих проблематике исследования; практические методы. В статье обозначены условия, обеспечивающие синхронное взаимодействие между педагогом и слепыми и слабовидящими детьми, предусматривающие работу на основе той же самой учебной программы; индивидуализацию учебного процесса, организацию особого образовательного пространства, алгоритмизацию деятельности, достаточный уровень информационной компетентности педагога, участие в работе родителей (законных представителей) обучающихся. Представленные материалы могут найти свое применение у специалистов, родителей (законных представителей), детей с нарушениями зрения и всех заинтересованных данным вопросом
Ключевые слова: тифлопедагогика, нарушения зрения, дети с нарушениями зрения, слепые дети, слабовидящие дети, педагоги, образовательный процесс, цифровизация образования, цифровые технологии, цифровая образовательная среда, ассистивные технологии, синхронное взаимодействие, виртуальное пространство
Abstract: The focus of modern special and inclusive school education on the design and realization of digital educational space has led to the need to search for the most effective ways of interacting with blind and visually impaired children in virtual space. Modern typhlopedagogy has works that reveal the specific features of the use of assistive technologies in teaching blind children, and practically does not possess studies illustrating the typical features of interaction between the participants of education activity in a synchronic format. The aim of the article is to substantiate and describe possible ways of organization and realization of the education process with blind and visually impaired students in a synchronic format. When working on the publication, the author used content analysis of materials of scientific and practical conferences; retrospective analysis of works on the problems under investigation; practical research methods. The article outlines the conditions that ensure synchronic interaction between the teacher and the blind and visually impaired children, presupposing work based on the same education program; individualization of the education process; organization of a special education space; algorithmization of activities; a sufficient level of information competence of the teacher; and participation of the parents (legal representatives) of the students in the work. The materials presented in the article can be used by specialists, parents (legal representatives), children with visual impairments, and all those interested in this issue
Key words: typhlopedagogy, visual impairments, children with visual impairments, blind children, visually impaired children, pedagogues, education process, digitalization of education, digital technologies, digital educational space, assistive technologies, synchronic interaction, virtual space

Для цитирования:

Полякова, Н. П. Построение образовательного процесса со слепыми и слабовидящими обучающимися в синхронном формате / Н. П. Полякова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2024. – №1. – С. 49-63.

For citation

Polyakova, N. P. (2024). Organization of the education process with blind and visually impaired students in a synchronic format // Special Education. – 2024. – №1. – P. 49-63.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.