Файл статьи: PDF
Аннотация: Показана значимость подготовки студентов — будущих педагогов общеобразовательной (массовой/инклюзивной) школы к взаимодействию с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как в процессе урочной, так и внеурочной деятельности. Выделены компоненты профессиональной подготовки: когнитивный (знаниевый компонент, система значений) и личностно-смысловой (отношенческий компонент, система смыслов). Личностно-смысловой компонент рассмотрен в структуре личности, деятельности и сознания студента — будущего педагога массовой школы. В исследовании воссоздан (реконструирован) представленный в сознании студента обобщенный образ человека с умственной отсталостью, изучена отношенческая (личностно-смысловая) составляющая этого образа. Исследование проведено на основе психосемантического подхода, использован тест личностных конструктов. Критериями анализа выступали соотношение положительных и отрицательных признаков, приписываемых элементу «человек с умственной отсталостью», расположение этого элемента в «противоречивых» либо «непротиворечивых» квадрантах семантического пространства, расположение элемента относительно элемента «Я». Результаты показали 1) преобладание отрицательных признаков, общую отрицательную эмоциональную окрасу обобщенного образа человека с умственной отсталостью; 2) низкую когнитивную сложность, дифференцированность образа; одномерной взгляд на него только как носителя болезней, дефектов, недостатков; 3) психологическую дистанцию, преобладание признаков, подчеркивающих его отличие, «инаковость» от других. Полученные данные говорят о необходимости единства когнитивной и отношенческой (личностно-смысловой) подготовки студентов к работе с обу-чающимися с умственной отсталостью. Проработка своего отношения к людям с особенностями психофизического развития обогатит личность студента, позволит эффективно реализовывать в случае необходимости адаптированную основную общеобразовательную программу, осуществлять работу по формированию толерантного сознания и поведения по отношению к лицам с ОВЗ среди широкой общественности, родителей и нормотипичных сверстников
Ключевые слова: высшие учебные заведения, студенты-педагоги, подготовка студентов-педагогов, общеобразовательные школы, олигофренопедагогика, умственная отсталость, дети с умственной отсталостью, личностносмысловая готовность, особые образовательные потребности, интеллектуальные нарушения, образ человека, сознание человека
Abstract: The article demonstrates the significance of training studentsfuture teachers of secondary (mainstream, inclusive) schools for interaction with schoolchildren with intellectual disability both in the classroom and during out-of-class activities. The article highlights the following components of professional training: the cognitive component (the knowledge-oriented component; a system of concepts) and the personal-semantic component (the attitudinal component; a system of meanings). It studies the personal-semantic component in the structure of the personality, activity, and consciousness of the university student-future teacher of mainstream school. The study recreates (reconstructs) the generalized image of a person with intellectual disability in the student's mind and explores the attitudinal (personal-semantic) component of this image. The study is based on the psychosemantic approach and uses the personal construct test. The criteria for analysis includes the ratio of positive and negative features attributed to the element “person with intellectual disability”, the position of this element in the “inconsistent” or “consistent” quadrant of the semantic space, and the position of the element in relation to the element “I”. The results demonstrated: 1) a predominance of negative features and generally negative emotional perception of the image of a person with intellectual disability; 2) a low cognitive complexity and differentiation of the image; one-dimensional perception of the person as merely a carrier of a disease, defect, shortcoming; and 3) psychological distancing and predominance of features that emphasize otherness, “being different” from others. The data obtained indicates the necessity to unite the cognitive component and the attitudinal (personal-semantic) component in the course of training university students to work with people with intellectual disability. Improving one's attitude to people with special needs could improve the student's personality and allow them to effectively implement, if necessary, an adapted basic general education program, as well as carry out work on developing tolerance in the perception of and the behavior towards people with disabilities among general public, parents, and typical peers
Key words: universities, studentsfuture teachers, training future teachers, mainstream school, olygophrenopedagogy, intellectual disability, children with intellectual disability, personalsemantic readiness, special educational needs, intellectual disabilities, image of a person, person’s consciousness

Для цитирования:

Сарапулова, М. А. Личностный смысл как составляющая образа человека с умственной отсталостью в сознании студентов — будущих педагогов общеобразовательной школы / М. А. Сарапулова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2024. – №1. – С. 19-32.

For citation

Sarapulova, M. A. (2024). Personal component as part of the image of a schoolchild with intellectual disability in the minds of future teachers of secondary school // Special Education. – 2024. – №1. – P. 19-32.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.