Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена проблемам внедрения информационно-коммуникационных технологий в систему образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития. Цель исследования заключается в изучении сформированности информационно-коммуникационной компетентности у обучающихся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР, определении их стартовой готовности к использованию технических средств, разработке педагогических условий формирования ИКТ-компетенций у обучающихся данной категории. Диагностическая карта оценки информационнокоммуникационных умений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР включает перечень подлежащих оценке показателей — практических умений и действий, объединенных в 3 блока: общепользовательские, информационные, коммуникационные компетенции. На основе анализа результатов диагностики определена стартовая готовность обучающихся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР к овладению элементарной информационно-коммуникационной компетентностью. С учетом выделенных организационно-содержательных аспектов и педагогических условий формирования ИКТ-компетенций у обучающихся рассматриваемой категории даны рекомендации в адрес педагоговдефектологов по использованию средств ИКТ в коррекционно-образовательном процессе. Направления работы педагога по развитию информационно-коммуникационных компетенций у детей, имеющих тяжелые множественные нарушения развития, представлены в четырех аспектах: ИКТ как предмет изучения, как средство обучения, как средство коррекции, как средство альтернативной коммуникации. Авторами предложены возможные педагогические условия для развития элементарной информационно-коммуникационной компетентности у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития: методы и приемы работы с включением средств и элементов ИКТ в урочную и внеурочную деятельность обучающихся по федеральной адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 варианта
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, информационно-коммуникационные компетенции, информатизация образования, информационная образовательная среда, олигофренопедагогика, умственная отсталость, умственно отсталые дети, дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, тяжелые множественные нарушения развития, специальные индивидуальные программы, образовательный процесс
Abstract: The article deals with the problems of implementation of information and communication technologies into the education system of students with moderate intellectual disability and severe multiple developmental disorders. The aim of the study is to explore the level of formation of information and communication competences in students with moderate intellectual disability and severe multiple developmental disorders, to determine their readiness to use technical learning means, and to work out pedagogical conditions for the formation of ICT competences in the students of this category. The diagnostic assessment chart of information and communication skills in students with moderate intellectual disability and severe multiple developmental disorders includes a list of indicators to be evaluated – practical skills and actions subdivided into 3 blocks: common user skills, information competences, and communication competences. Based on the analysis of diagnostic results, the initial readiness of students with moderate intellectual disability and severe multiple developmental disorders to acquire the elementary information and communication competences was evaluated. Taking into account the highlighted organizational and content-related aspects and the pedagogical conditions of formation of the ICT competences among students of the category under consideration, the authors provide recommendations to teachers-defectologists on the use of ICT tools in the rehabilitation-educational process. The areas of the teacher's activity aimed to develop the information and communication competences in children with severe multiple developmental disorders are presented in four aspects: ICT as an object of study, as a means of learning, as a means of rehabilitation, and as a means of alternative communication. The authors suggest possible pedagogical conditions for the development of elementary information and communication competence in children with severe multiple developmental disorders: methods and techniques of work with the inclusion of ICT tools and elements in the classroom and out-of-class activities of students under the Federal Adapted Basic General Education Program for students with intellectual disabilities (Type 2)
Key words: information and communication technologies, information and communication competences, informatization of education, informational educational environment, olygophrenopedagogy, intellectual disability, children with intellectual disability, children with severe multiple developmental disorders, severe multiple developmental disorders, special individual programs, education process

Для цитирования:

Семенова, Е. В. Анализ сформированности информационнокоммуникационных компетенций у обучающихся с умеренной умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития / Е. В. Семенова, О. Г. Нугаева, Г. К. Труфанова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2024. – №1. – С. 64-84.

For citation

E. V., Nugaeva, O. G., Trufanova, G. K. (2024). Analysis of the level of formation of information and communication competences in students with moderate intellectual disability and severe multiple developmental disorders // Special Education. – 2024. – №1. – P. 64-84.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.