Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена проблеме социально-педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ в образовательном процессе адаптивной школы. Целью исследования является обоснование и апробация социально-педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ на основе деятельностного и аксиологического подходов. Предметом исследования выступает стратегия социально-педагогического сопровождения. Для достижения цели исследования и решения поставленных задач мы использовали теоретические (контентанализ, сравнительно-сопоставительный анализ, классификация), эмпирические (опрос, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент) и статистические (качественный и количественный анализ, интерпретация результатов исследования) методы. Проанализирована современная ситуация в стране, которая показывает рост числа лиц с ОВЗ, необходимость повышения их жизненных компетенций и оптимизации взаимоотношений образовательных организаций и семьи ребенка с ОВЗ. Изучены и обобщены запросы современных родителей, показывающие важность социализации ребенка с ОВЗ. С целью решения указанных проблем была разработана и апробирована стратегия сопровождения семьи ребенка с ОВЗ. В результате проведения эксперимента количество семей с высоким уровнем проявления оптимальной семейной позиции значительно увеличилось, что является благоприятным условием для формирования жизненных компетенций ребенка с ОВЗ. Таким образом, мы доказали результативность стратегии социально-педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ в образовательном процессе адаптивных школ. Полученные в исследовании результаты можно использовать в процессе обучения студентов в педагогических образовательных учреждениях, переподготовки специалистов, повышения квалификации педагогических кадров, а также при проведении исследований, связанных с изучением проблем поддержки и сопровождения семьи, формирования оптимальной семейной позиции и жизненных компетенций ребенка
Ключевые слова: социально-педагогическое сопровождение, семьи детей с ОВЗ, адаптивные школы, оптимальная семейная позиция, жизненные компетенции, семейное воспитание, родители, ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, дети с ограниченными возможностями здоровья, детско-родительские отношения
Abstract: The article deals with the problem of socio-pedagogical support for the family of a child with disabilities in the education process of an adaptive school. The aim of the study is to substantiate and test the socio-pedagogical support for the family of a child with disabilities on the basis of the activitycentered and axiological approaches. The strategy of socio-pedagogical support is the object of the study. To achieve the research aim and to solve the tasks set, the author uses theoretical (content analysis, comparative analysis, classification), empirical (survey, observation, questionnaire, pedagogical experiment) and statistical (qualitative and quantitative analysis, interpretation of research results) methods. The study analyzes the current situation in the country, which shows an increase in the number of people with disabilities, the need to improve their life competencies and optimize the relationship between education institutions and the family of the child with disabilities. The needs of the modern parents demonstrating the importance of socialization of the child with disabilities have been studied and generalized. In order to solve these problems, a strategy of support for the family of the child with disabilities has been developed and tested. As a result of the experiment, the number of families with a high level of manifestation of the optimal family position has increased significantly, which creates favorable conditions for the formation of life competencies of a child with disabilities. Thus, the author has proved the effectiveness of the strategy of socio-pedagogical support for the family of the child with disabilities in the education process of adaptive schools. The research results obtained in the course of the study can be used in the process of teaching students in pedagogical education institutions, retraining of specialists, advanced training of the teaching staff, as well as in conducting research related to the study of problems of family support and assistance, the formation of an optimal family position and life competencies of the child
Key words: socio-pedagogical support, families of children with disabilities, adaptive schools, optimal family position, life competencies, family education, parents, SEND, disabilities, children with disabilities, child-parent relations

Для цитирования:

Круглова, Е. Е. Стратегия социально-педагогического сопровождения семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Е. Е. Круглова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2023. – №3. – С. 108-121.

For citation

Kruglova, E. E. (2023). A Strategy of Socio-pedagogical Support for the Family of a Child with Disabilities // Special Education. – 2023. – №3. – P. 108-121.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.