Вам может быть интересно:
Архив журнала
РЕЧЬ ЛОГОПЕДА КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗА
- 502
- Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье раскрываются
особенности профессионального образа логопеда. Одной из значимых
характеристик его профессионализма
является качество речи. Соблюдение
кодифицированных норм и полного
стиля произношения в профессиональной речи логопеда является необходимым условием применения
логопедических технологий. В статье
приводятся результаты проведенного
исследования, направленного на изучение значимости качества речи логопеда для родителей, осуществляется анализ мнений представителей
логопедического сообщества о заявленной проблеме. Авторы анализируют состояние речи будущих логопедов — студентов дефектологического факультета. Отмечается, что у
части исследуемой группы студентов
языковая рефлексия находится на
низком уровне. Такие студенты не
замечали дефектов речи, общую невнятность и неразборчивость в своих
устных высказываниях или при чтении вслух.
В статье делается вывод о том, что
наблюдается снижение значимости
качества речи логопеда, как для родителей, так и для определенной части
практикующих логопедов. Наличие
или отсутствие нарушений речи не
является определяющим фактором для
выбора профиля обучения будущими
логопедами. Авторы видят выход из
создавшейся ситуации в целенаправленной информационно-просветительской работе среди заинтересованной части общественности по
продвижению образа логопеда как
пользователя эталонной речи. Проведение профориентационных мероприятий с будущими студентами,
обсуждение особых требований к речи
логопеда необходимо для осознанного выбора профессии
Ключевые слова: логопедия, учителя-логопеды, нарушения речи, дети с
нарушениями речи, речевые нарушения, логопедическая работа, дикция,
техника речи, профессиональная речь,
речевая деятельность, студенты, подготовка логопедов, родительское сообщество, высшие учебные заведения
Abstract: The article explores the
professional image of a logopedist. The
logopedist’s speaking proficiency is a
major characteristic of their professional
competence. Observation of the codified
rules and careful pronunciation of words
in professional language are the necessary conditions for successful application of logopedic intervention techniques. The article presents the results of
a study aimed at exploration of the
logopedist’s speaking proficiency significance for the parents and analyzes the
views of the representatives of the
logopedic community on the problem
under consideration. The authors study
the level of speaking proficiency of the
future logopedists, students of the
Defectological Faculty. It has been found that the linguistic reflection of
some of them is at a low level. Such
students use careless speech and slurred
and unclear articulation in their utterances or while reading aloud.
The article concludes that the value of
the logopedist’s speaking proficiency
has decreased both for parents and for a
certain part of practicing specialists. The
presence or absence of a speech disorder
is not a decisive factor for the choice of
the study program by the future
logopedist. As a way out of this situation, the authors suggest providing the
public concerned with information about
the speaking proficiency as a necessary
feature of the logopedist’s professional
image. Organization of career guidance
activities devoted to the special requirements for logopedists’ oral speech with
future students is essential for a conscious choice of profession
Key words: logopedics, teacherslogopedists, speech disorders, children
with speech disorders, speech impairments, logopedic work, diction, pronunciation skills, professional speech,
speech, students, training of logopedists,
parent community, higher education
institutions
Для цитирования:
Алмазова, А. А. Речь
логопеда как характеристика его профессионального образа / А. А. Алмазова, А. В. Лагутина, М. М. Любимова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2023. – №3. – С. 122-140.
For citation
Almazova, A. A., Lagutina, A. V.,
Lyubimova, М. М. (2023). Logopedist’s
Style of Speaking as a Characteristic of Their
Professional Image // Special Education. – 2023. – №3. – P. 122-140.