Файл статьи: PDF
Аннотация: Модернизация системы образования в Российской Федерации предполагает внедрение новых подходов к реализации сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Отмечается возросшая потребность в обеспечении всех обучающихся с ОВЗ и инвалидностью качественной профессиональной подготовкой. В статье рассматриваются специальные условия учебной работы со студентами с особыми образовательными потребностями (нарушения слуха, нарушения зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра и другие) при получении высшего образования: необходимость подготовки обучающихся к усвоению образовательной программы; формирование учебной мотивации и положительного отношения к обучению; представление программного материала с учетом особенностей студентов; специальные средства организации занятий; контроль за пониманием обучающимися нового материала. Авторы описывают, опираясь на опыт организации обучения студентов с ОВЗ и инвалидностью в Московском педагогическом государственном университете, приемы работы, как общие для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, так и специфических для студентов различных нозологических категорий (нарушения слуха, нарушения зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра, тяжелые нарушения речи, соматические заболевания). Показана возможность применения ассистивных технологий на занятиях с этой группой обучающихся в процессе организации инклюзивного образования на уровне высшей школы.
Ключевые слова: инклюзивное образование; лица с ОВЗ и инвалидностью; качество профессиональной подготовки; учебная работа со студентами; особые образовательные потребности обучающихся.
Abstract: The modernization of the Russian educational system means introducing new approaches to the realization of support for students with disabilities. The study has revealed an increased demand for high quality professional training for all students with disabilities. The article deals with special pedagogical conditions for students with special educational needs (auditory or visual impairments, musculoskeletal disorders, autism spectrum disorder, etc.) during their undergraduate career: the need to prepare students for academic activity; formation of learning motivation and positive attitude to learning; presentation of academic material taking into account the specific features of the students; special resources for lesson organization; current control of the students’ understanding of new material. Drawing on the experience of organi-zation of education of students with disabilities at Moscow State Pedagogical University, the authors describe the methods of teaching common for all students with disabilities and specific for the students of various nosological categories (auditory or visual impairments, musculoskeletal disorders, autism spectrum disorder, severe speech disorders and somatic diseases). The article demonstrates the opportunity of using assistive technologies in such groups of students in the process of organization of inclusive university education.
Key words: inclusive education; disabilities; students with disabilities; higher education quality; special educational needs, inclusion.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.