Файл статьи: PDF
Аннотация: Одним из актуальных направлений коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими нарушения слуха, является развитие речевого общения. В связи с этим в системе их обучения и воспитания в рамках специального и инклюзивного обучения необходимо проведение систематического мониторинга, который способствует своевременной оценке состояния речевого общения у детей с нарушением слуха. Это особенно важно для их дальнейшего социально-коммуникативного и познавательного развития. В данной статье дается определение понятию «мониторинг»; характеризуются разные виды мониторинга (проблемный, управленческий, педагогический; лонгитюдный; текущий, промежуточный, итоговый); определяются параметры, по которым осуществляется мониторинг в зависимости от его целевого предназначения; описаны внутренние и внешние факторы, учет которых необходим для планирования и проведения монитринга. Цель данной статьи — познакомить участников образовательно-коррекционного процесса (администрация, методисты, дефектологи, сурдопедагоги, логопеды, родители) с предложенными авторами алгоритмом и системой мониторинга эффективности коррекционно-педагогической работы по развитию речевого общения дошкольников с нарушением слуха.
Ключевые слова: коррекционно-педагогическая работа; дошкольная сурдопедагогика; дети с нарушениями слуха; нарушения слуха; речевое общение; дошкольники.
Abstract: Improvement of speech communication is one of the urgent areas of rehabilitation-pedagogical work with preschool children with hearing impairments. In this regard, in the system of their training and education within the framework of special and inclusive education, it is necessary to conduct systematic monitoring, which contributes to the timely assessment of the state of speech communication in children with hearing impairments. This is especially important for their further socio-communicative and cognitive development. This article defines the concept of «monitoring». It describes different types of monitoring (problem-based, managerial, pedagogical; longitudinal; current, intermediate, final); defines the parameters by which monitoring is carried out depending on its purpose; describes the inner and outer factors the account of which is imperative for plan-ning and monitoring. The purpose of this article is to acquaint the participants of the rehabilitation-educational process (administration, specialists in methods, defectologists, surdopedagogues, logopedists and parents) with the suggested algorithm and the system of monitoring the effective-ness of rehabilitation-pedagogical work on the development of speech communication of preschool children with hearing impairments.
Key words: rehabilitation-pedagogical work; preschool surdopedagogy; children with hearing impairments; hearing impairments; verbal communication; preschool children.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.