Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена раскрытию ключевых аспектов создания доступной среды для образовательных организаций среднего профессионального образования. Рассматриваются проблемы получения среднего профессионального образования лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, а также их профессионального обучения в условиях базовых профессиональных образовательных организаций. Освещаются вопросы создания базовых профессиональных образовательных организаций региональных систем инклюзивного среднего профессионального образования. Дается характеристика вариативных моделей базовых профессиональных образовательных организаций субъектов Российской Федерации. Характеризуются особые образовательные потребности обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья различных нозологических групп; основное внимание уделяется перечню оборудования базовых профессиональных образовательных организаций, осуществляющих обучение лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Описывается вариативность специальных образовательных условий в мультифункциональном центре базовой профессиональной образовательной организации. Особое внимание в статье уделяется перечислению оборудования на территории образовательной организации, характеристике учебных помещений для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для слепых и слабовидящих, умственно отсталых обучающихся, характеристике оснащения санитарных узлов. Дается примерный перечень специальных технических средств и программного обеспечения для обучения студентов различных нозологических групп.
Ключевые слова: доступная среда; базовые профессиональные образовательные организации; лица с ограниченными возможностями здоровья; ограниченные возможности здоровья; инвалиды; студенты; специальные условия; инклюзивное образование; инклюзия; среднее профессиональное образование.
Abstract: The article highlights the key aspects of creating an accessible environment for education institutions of secondary professional education and dwells on the issues of secondary professional education and vocational training of persons with disabilities at the basic professional education institutions. The study covers the questions of creation of basic professional education organizations of the regional system of inclusive secondary professional training. The authors characterize variable models of basic professional education institutions of the subjects of the Russian Federation. They characterize the special educational needs of students with disabilities and disabilities of different nosological groups; the focus is on the list of the special equipment of the basic professional education organizations that provide education for persons with disabilities. The study describes variability of special educational conditions at the multifunctional center of a basic professional education institution. Special attention is paid to the list of the necessary equipment on the territory of the education institution, to the educational facilities for students with disorders of the musculoskeletal system, for blind and visually impaired students and for students with intellectual disability and to the equipment of sanitary units. The article provides an approximate list of special technical means and software for teaching students of various nosological groups.
Key words: accessible environment; basic vocational education institutions; persons with disabilities; disabilities; students; special conditions; inclusive education; inclusion; secondary vocational education.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.